Ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему»
updated 1:18 PM, Nov 30, 2022 UTC

Ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему»

Ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему».

МMOMA при поддержке галереи «Триумф» представляет масштабную ретроспективу Дмитрия Гутова, одного из самых ярких российских художников, заявивших о себе в конце 1980-х. Гутов участвовал в Венецианской биеннале (1995, 2007, 2011), Documenta (2007), Manifesta (1996), биеннале в Стамбуле  (1992), Валенсии (2001), Сан Пауло (2002), Сиднее (2006) и Шанхае (2012), нью-йоркской Volta (2009) и ключевых выставках современного российского искусства за рубежом. Его работы выставлялись на ведущих культурных площадках России (Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, МАММ, Пермь-36), США (Музей Гуггенхайма), Франции (Лувр), Финляндии (KIASMA) и других стран.

Художник Дмитрий Гутов всегда стремился к работе с забытыми и репрессированными феноменами искусства, к тому, что было отвергнуто как несоответствующее магистральным линиям развития культуры.

Отсюда его интерес к живописи передвижников, к непопулярным философским учениям, теориям и текстам (Маркс, Гегель). Из руин советской эпохи он извлекает философское наследие Михаила Лифшица. Черпает вдохновение в графике Бойса и набросках Рембрандта, китайской каллиграфии, графическом дизайне советских журналов 1950-1960-х, православных иконах и сюжетах древнегреческих ваз. На обрывках обоев он создает коллажи из вырезок советских газет («Космос», 1988), в 1994 году – инсталляцию «Над черной грязью», отсылающую к «Свадьбе на завтрашней улице» Юрия Пименова, а в 1996 совершает радикальный жест, показывая серию картин «Дилетантизм в искусстве», выполненных в любительской реалистической манере.

Дмитрий Гутов. «Спутник (Слава советским людям - покорителям космоса)». 1988, 70х44 см. Обои, темпера.

Дмитрий Гутов. «Спутник (Слава советским людям - покорителям космоса)». 1988, 70х44 см. Обои, темпера.

Выставка «Удивляться нечему» (фотографии, видео, работы из металла, инсталляции, графика, живопись) охватывает 25-летний творческий период Гутова начиная с 1988 года. Экспозицию выставки откроют металлические пространственные скульптуры из серии «Рисунки Рембрандта», «Иконы» и несколько серий, посвященных китайской и японской каллиграфии. На других этажах музея будут представлены фото- и видеопроекты: показывающие жестокие реалии отечественной жизни 1990-х «Урюпинск» и «Слепые», а также видео «Легкий сон», «Оттепель» и «Новый год», отражающие настроения 2000-х.

Дмитрий Гутов. «Битлы на свадьбе Терешковой», 1988, 51х72 см. Обои, аппликация.

Дмитрий Гутов. «Битлы на свадьбе Терешковой». 1988, 51х72 см. Обои, аппликация.

В рамках ретроспективной выставки в MMOMA большое внимание будет уделено фотографиям и видео инсталляций, созданных Дмитрием Гутовым после 1991 года. «Воланы», «Гамак», «60-е, еще раз про любовь», «Шостакович», «Ступни», «Параллакс» и другие работы будут представлены вместе с текстами теоретиков современного искусства, арт-критиков, кураторов и художников, среди которых Виктор Мизиано, Екатерина Дёготь, Андрей Ковалев, Анатолий Осмоловский, – в том числе в виде газетных вырезок, отражающих становление современной художественной критики в России. Отдельный этаж будет посвящен живописи Гутова. В экспозицию войдут работы из серий  «Дилетантизм в искусстве», «Космос», «Король Лир», «Натюрморты», «Слова есть тоже дела», «До 70» и др. Многие из работ, представленных в MMOMA, не показывались уже более 20 лет, либо не выставлялись никогда.

Дмитрий Гутов. Богоматерь Оранта. Металл, сварка. 2012. 150 х 80 х 35 см.

Дмитрий Гутов. Богоматерь Оранта. Металл, сварка. 2012. 150 х 80 х 35 см.

Название выставки отсылает к любимой фразе художника из работы «Кризис безобразия» Михаила Лифшица: «Кто читал Монтеня, тот знает, что человечество ничем удивить нельзя».

Пресс-служба ММОМА.