МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКО БАШКОРТОСТАНА
updated 3:32 PM, Nov 29, 2022 UTC

Теория для начинающих художников

Мастер-класс акварельной живописи от Елены Литвиненко

Мастер-класс акварельной живописи от Елены Литвиненко

25 ноября в Стерлитамакской картинной галерее прошел мастер-класс художника Елены Литвиненко акварельной живописи в уникальной авторской технике по мелованной (лощеной) бумаге.

Чем уникальна эта техника акварельной живописи? Во-первых, при создании картин используется весь возможный и невозможный арсенал инструментов художника: художественные кисти от «белки» до щетины разных размеров и форм; мастихины; полиэтиленовая пленка и губка для придания текстуры акварельному рисунку.

Во-вторых, рисунок создается без использования карандашного наброска. То есть композиция будущего рисунка рождается сразу же в цвете из образа, рожденного в голове художника. А для этого необходим определенный уровень профессиональной подготовки художника и «насмотренности».

  • Автор: Елена Литвиненко

Мастер-класс войлочного валяния от Ольги Литвиненко

Мастер-класс войлочного валяния от Ольги Литвиненко

17 ноября в Стерлитамакской картинной галерее прошел мастер-класс художника Ольги Литвиненко по войлочному валянию на примере создания простоя мягкой игрушки. Это событие собрало под сводами галерее не мало заинтересовавшихся людей.

Войлочное валяние достаточно интересное и увлекательное занятие. И в экспозиции выставки, на фоне которой проходил мастер-класс, было представлено не мало работ, созданных Ольгой Литвиненко, используя технику войлочного валяния.

Для того, чтобы создать игрушку или праздничное украшение, в первую очередь нам понадобится терпение и аккуратность. А из материалов нам необходимы: шерсть овечья деревенская или крашенная, щетки-чесалки; поролон тонкий до 2-х сантиметров для модели будущей игрушки; поролон толстый, на нем мы будем работать; иглы пробивные; кипяток и мыло.

  • Автор: Ольга Литвиненко

Год деревянного Дракона

Вячеслав Асеев. Декоративное панно Краски, созданные природой, не перестают восхищать своими возможностями. Маркетри – это искусство использования фактуры дерева, его цвета, оттенков. Это «живопись без красок»: вместо красок шпон, вместо холста твёрдая основа. Многое зависит от материала, умения подобрать шпон, использовать любые дефекты в его фактуре. Возможности шпона очень богаты. Очень красива так называемая мраморная гниль. Нюансы и тональности древесины имеют огромный диапазон, позволяя создавать произведения искусства. Возможности передаче нюансов тона безграничны.

При разном расположении шпона (вертикально, горизонтально, под различными углами) и свет отражается не одинаково. Если у вас мало видов шпона, можно использовать различные направления волокон. Работа выполняется зеркальным набором. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (бумага, с одной стороны покрытая клеевым слоем; при смачивании водой верхняя сторона также становится клейкой). Если лента слишком широкая, её разрезают вдоль на тонкие полоски. Работу мы будем делать по частям, разобьём рисунок на фон и деталь. Главный инструмент маркетриста – нож-резец. Основная работа выполняется на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе. Важную роль в работе играет освещение, при неправильном (недостаточном или слишком ярком) освещении можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего рассеянный дневной свет или максимально приближенный к нему искусственный.

  • Автор: ВЯЧЕСЛАВ АСЕЕВ, РИММА АСЕЕВА

Птица и букет – майский привет. Гжельская роспись.

Гжельская роспись

Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи.

Керамический промысел в подмос­ковной Гжели известен по письмен­ным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего че­ловека и более 2000 лет назад здесь за­нимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверх­ность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мас­тера-гончары изготавливали свои про­изведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые извес­тные направления в гжельской керамике художественный уровень производи­мой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.

Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись тене­вым мазком, этот приём в мировой ке­рамике широко известен, но гжель­ские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, мест­ные живописцы обогащали её всё но­выми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, по­являлись новые сюжеты, а особо по­нравившиеся мотивы повторялись и варьировались.

  • Автор: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ

Время цветения. Изготовление цветов.

Изготовление цветов. Роспись.

Изготовление цветов - увлекатель­ное и приятное занятие. Оно не требует больших затрат, но может принести большое удовольствие, не го­воря уж о том, что у вас появится неповторимое украшение, которое иде­ально подойдёт к вашему наряду или к интерьеру.

Попробуем сделать цветок без исполь­зования специальных инструментов и приспособлений. Потратив минимум материалов, вы получите в результате прекрасный ирис в подарок. Сделайте 3 или 5 цветков - и готов букет, кото­рый будет радовать вас очень долго. Замочите столовую ложку желатина в стакане холодной воды и оставьте на 2-3 часа. Когда желатин хорошо на­бухнет, разогрейте его на водяной ба­не до полного растворения гранул, но не доводите до кипения. Процедите. Обмакните кусочки ткани в раствор, слегка отожмите и, аккуратно распра­вив, повесьте сушиться.

После обработки лоскутки должны быть плотными и похожими на бумагу. Креповую бумагу нарежьте тонкими полосками (4-5 мм).

Обвейте куски тонкой эластичной про­волоки этими ленточками и покрасьте в тон будущего цветка. Понадобятся 9 таких заготовок длиной около 10 см. Совет. В краску добавьте клей ПВА, тог­да стебельки не будут пачкаться и ста­нут гладкими и блестящими.

  • Автор: Марина Михайловская

Рисунок кистей рук и стопы

Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508-1512.

Издревле считается: человек, умеющий создавать рисунок кисти рук и ступни ног, умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей - рисовать не умеет.

Программы по рисунку в художественных учебных заведениях предусматривают после курса рисования головы изучение кистей рук и стопы человека. Из этих двух деталей человеческого тела кисть руки для художника имеет особое значение. Это уникальный по своему механизму аппарат, способный производить наисложнейшие механические действия, обладающий также исключительной способностью выражать чувства, эмоции, различные душевные состояния человека.

В истории изобразительного искусства можно найти достаточно примеров блестящего использования выразительных возможностей рук. Мастера Древней Греции в совершенстве знали форму руки, ее пластику. Умели прекрасно использовать ее возможности и мастера Возрождения. Великолепно нарисованы и написаны руки в картине Тициана «Динарий кесаря». Через сопоставление рук двух людей, их положение, форму, цвет Тициан в этом произведении выражает глубокие мысли, чувства, передает сложное философское содержание. Микеланджело в своей фреске «Сотворение Адама» всю композицию строит так, что взгляд зрителя концентрируется прежде всего на руках: волевой, полной энергии руке творца противопоставляется другая, как бы пробуждающаяся от глубокого сна - рука Адама.

  • Автор: М. Копейкин.

У открытого окна. Изготовление декоративного панно в технике маркетри.

У открытого окна. Маркетри. 2010 год. Размеры: 50х40.

Размер данного панно 50х40 см. Работа выполнялась зеркальным набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная (та, которую мы видим в о время работы) в по следствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (это бумага, с о дной стороны покрытая клеем; при смачивании в одой верхняя сторона также становится клейкой). Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец. Основная работа ведётся на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на не­сколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не­достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максималь­но приближенный к нему искусственный.

  • Автор: Римма и Вячеслав Асеевы

Создание войлочного панно

Создание войлочного панно. Мастер - класс.

Проанализировав все способы изготовления войлока, мы остановились на традиционном для юго-востока Башкирии. Этот способ использовали также киргизы и казахи (ала кейиз или текемед). Он предполагает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (работа с шерстью)

2. Создание изображения по эскизу из цветных волокон шерсти.

3. Валяние работы.

На первом этапе работа может проводиться как вручную так и на механических приспособлениях. Для войлока годиться шерсть всех сортов: овечья, длинные волокна козьей шерсти и пуха, верблюжья и другая. Важно не качество шерсти, а качество ее обработки.

  • Автор: Гузель Мухамедьярова и Ольга Литвиненко

Маркетри. «Казанская икона Божией Матери»

Мастер - класс. Маркетри. Икона Казанской Божьей Матери

В настоящее время слово «маркетри» на слуху, и многие в общих словах даже смогут объяснить, что это за техника, рассказать об истории данного направления в изобразительном искусстве.

Искусство маркетри – это искусство подбора текстуры древесины, ее цвета, оттенков. Краски, созданные самой природой, не перестают нас восхищать. Такую технику называют «живописью без красок»: вместо красок – шпон, вместо холста – твердая основа, плюс техническая доработка (прессование, шлифовка, покрытие лаком).

Конечно, подобная техника трудоемка, требует много времени, знания законов живописи, рисунка и композиции. Многое зависит от материала, умения подобрать шпон, использовать любые дефекты в его текстуре. Возможности шпона невероятно богаты. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которая присутствует почти во всех породах дерева, особенно хороша она в буке, березе, красном дереве. Серебро тополя, осины, перламутр липы, нюансы и тональности древесины имеют огромный диапазон и дают уникальную возможность создавать замечательные произведения искусства.

В технике маркетри художник должен понять главное: возможности передачи нюансов тона неограниченны, а тональные переходы создают атмосферу, которой могут позавидовать и живопись, и графика.

  • Автор: Римма и Вячеслав Асеевы

Художник Александр Шиканов. Резьба по дереву. Советы.

Константин Григорьев. 16 лет. Поднос. Резьба по дереву.

Человек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовлении любой вещи мастер думал не только об ее утилитарном назначении, но и о красоте.

Дерево, как простой, и доступный материал, всегда находило применение у народных мастеров и благодаря фантазии художников превращалось в произведения декоративно - прикладного искусства. И в наше время не исчез интерес к народному искусству, в том числе к резьбе по дереву.

Декоративные изделия старых и современных резчиков по дереву неизменно вызывают восхищение у зрителей, поэтому всегда есть желающие взять в руки стамеску или нож - косяк и поковырять деревяшку.

  • Автор: Александр Шиканов