АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО | ARTAGELESS | ИСКУССТВО ВЕЧНО
updated 1:38 PM, Feb 4, 2023 UTC

АКТУАЛЬНОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Барт Дорса. «Катя». Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале.

Барт Дорса. «Катя». Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале — la Biennale di Venezia

В рамках Параллельной программы 55-й Венецианской биеннале Московский музей современного искусства представляет персональную выставку американского художника Барта Дорсы.

Проект «Катя» — это выставка серебряно-коллодиевых фотопластин и бронзовых скульптур, представленных в специально организованном темном пространстве. Он рассказывает личную историю русской девушки, случайно встреченной американским художником. Катя, главный персонаж выставки, воплощает в себе архетип мифического перепутья (crossroads) — заглавной темы в работах Дорсы.

Катя родилась на Дальнем Востоке в семье кондитера и электрика местного дома культуры. Когда ей было 3 года, родители расстались, а ее мать обратилась к религии и приняла постриг. Мать и дочь перебрались в монастырь и жили там, пока Кате не исполнилось 13 лет и они вместе не переехали в Москву. Обретя свободу в мегаполисе, Катя оказалась в среде экстремальной субкультуры, связанной с различными формами модификации тела.

  • Автор: Пресс-служба ММОМА

Трудности перевода. Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале — la Biennale di Venezia

Трудности перевода. Параллельная программа 55-й Венецианской биеннале — la Biennale di Venezia

Поэт в России — больше, чем поэт.
Евгений Евтушенко.

В рамках параллельной программы 55-й Венецианской Биеннале — La Biennale di Venezia — Московский музей современного искусства представляет проект «Трудности перевода» — масштабную выставку современного российского искусства, исследующую тему непереводимости укорененных в культурном контексте работ в период глобализации. Выставка объединяет более ста работ из коллекции ММОМА и других государственных музейных и частных собраний, выполненных за последние сорок лет.

Понятие «глобальной деревни», сформулированное более полувека назад, превратилось из теоретического построения в практическую реальность. Технический прогресс упростил и ускорил международную коммуникацию. Глобальная сеть, которая пронизывает мир сегодня, серьезно усилила проницаемость географических, политических и экономических границ. Однако глобализованный мир все же не является однородным. И хотя коммуникация стала проще, ее эффективность по-прежнему зависит от ясности понимания между ее участниками.

  • Автор: Пресс-служба ММОМА

Ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему»

Ретроспектива Дмитрия Гутова «Удивляться нечему».

МMOMA при поддержке галереи «Триумф» представляет масштабную ретроспективу Дмитрия Гутова, одного из самых ярких российских художников, заявивших о себе в конце 1980-х. Гутов участвовал в Венецианской биеннале (1995, 2007, 2011), Documenta (2007), Manifesta (1996), биеннале в Стамбуле  (1992), Валенсии (2001), Сан Пауло (2002), Сиднее (2006) и Шанхае (2012), нью-йоркской Volta (2009) и ключевых выставках современного российского искусства за рубежом. Его работы выставлялись на ведущих культурных площадках России (Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, МАММ, Пермь-36), США (Музей Гуггенхайма), Франции (Лувр), Финляндии (KIASMA) и других стран.

Художник Дмитрий Гутов всегда стремился к работе с забытыми и репрессированными феноменами искусства, к тому, что было отвергнуто как несоответствующее магистральным линиям развития культуры.

  • Автор: Пресс-служба ММОМА

«Большой фриз Пергамского алтаря». Авторское графическое воссоздание А. Александера

Большой фриз Пергамского алтаря

Пергамский алтарь, или алтарь Зевса  — выдающееся произведение монументальной пластики и архитектуры эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту создания — одному из крупнейших городов Малой Азии, столицы Пергамского царства, Пергаму.

Пергамский алтарь представлял собой мемориальный памятник, воздвигнутый в честь победы над грозным врагом – галлами (галатами), полчища которых вторглись в Малую Азию, уничтожая всё на своем пути. Согласно наиболее распространённой версии датировки, алтарь был построен царем Эвменом II в период между 180-159 г.г. до н.э. Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу, среди других версий — посвящение «двенадцати олимпийцам», царю Эвмену II, Афине и Зевсу.

В настоящий момент мраморные фризы алтаря экспонируется в Пергамском музее (Pergamonmuseum) в Берлине, построенном специально для этой цели.  ГМИИ им. А.С. Пушкина – единственный в России музей, в котором в зале №24, посвященном искусству эпохи эллинизма, представлены слепки плит Большого фриза Пергамского алтаря.

  • Автор: Пресс-служба ГМИИ им. А. С. Пушкина

ВООРУЖЕННЫЕ МЕЧТОЙ. Выставка Ирины Кориной

ВООРУЖЕННЫЕ МЕЧТОЙ. Выставка Ирины Кориной

Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «МАНЕЖ», XLProjectsпри поддержке благотворительного фонда AVCCharity представляют выставку Ирины Кориной «Вооруженные мечтой».

Ирина Корина – одна из немногих художников, состоявшихся в нулевые, одна из ключевых репрезентантов молодого российского искусства за рубежом, работает с сегодняшней реальностью, которая, как всегда бывает с любым «здесь и сейчас», не только остро нуждается и в осмыслении, и в визуализации, но и очень трудно этой визуализации и анализу поддается. Однако предмет анализа не ставит художника в тупик, а, напротив – наполняет инсталляции Кориной все новыми и новыми смыслами. Инсталляции, создаваемые на стыке театральной декорации, сновидения и реальности, могут быть прочитаны разными способами, но всякий раз это чтение о реальности – всегда, сейчас и в некотором сослагательно-сновиденном месте…

  • Автор: Елена Голубцова

Искусство в изменяющемся контексте

Малевич-Мальборо (© Александр Косолапов)

В женевской галерее Galerie Sébastien Bertrand открылась выставка работ Александра Косолапова, известного многими яркими картинами, сочетающими узнаваемые символы и штампы массовой культуры.

Искусство как способ отражения мира всегда апеллировало к самым узнаваемым образам эпохи, которые составляли духовную и идеологическую основу общества. Исходя из этого утверждения, мы сегодня пытаемся делать выводы о том, как жили и во что верили древние греки, художники итальянского Возрождения или романтики 19-го столетия. Системы ценностей ломаются, появляются новые, изменяется контекст, и наше восприятие произведений искусства тоже становится другим. То, что казалось незыблемым абсолютом, может стать объектом иронии.

  • Автор: Азамат Рахимов

Невидимое искусство — что это?

Аарон и Барбара Левайны на Art Basel рядом с работой Лоуренса Вайнера  Источник: newsweek.com

Знаменитая швейцарская ярмарка искусства Art Basel удовлетворяет вкусам самых разнообразных покупателей: кто-то готов отдать миллион долларов за скульптуры Адама и Евы в образе загорелых бодибилдеров, кому-то не жалко миллиона евро на красную глыбу, напоминающую гигантскую головку сыра, но коллекционеры со стажем Аарон и Барбара Левайны (Aaron and Barbara Levine) предпочитают нечто более изысканное.

На этот раз супругов заинтересовал павильон, где были представлены работы классика американского концептуального искусства Лоуренса Вайнера (Lawrence Weiner). Это были лишь слова, написанные на полу: «2 металлических шарика + 2 металлических кольца (положенные в желоб)» — расплывчатая идея несуществующей скульптуры.

Приобретая произведение Вайнера, вы покупаете не саму надпись и уж тем более не работу, которую она описывает. Вы покупаете идею, которой можете воспользоваться на свое усмотрение: хотите — пишите эту фразу на стене, а хотите — сделайте скульптуру, на ваш взгляд подходящую под описание. «Вы можете реализовать ее [идею] любым желаемым способом», — говорит дилер из Цюриха Виктор Гизлер (Victor Gisler), продававший творение Вайнера на Art Basel за 160 тысяч долларов. В конце июня нью-йоркский музей МоМА поместил одну из классических работ Вайнера в свою экспозицию так называемого нематериального искусства. Кураторы музея усердно заполняют пробелы в музейной коллекции, в которой раньше преобладали произведения искусства материального.

  • Автор: Мария Онучина и Мария Эстрова, AI