Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Мудрое наследие художницы Адии Ситдиковой

Ситдикова А.Х. Летом. 1979 год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Ее натюрморты - это своеобразные лирические поэмы о вещах, своеобразные новеллы. От них веет чистой добротой и той бесконечной искренностью, которая отличает истинного художника.

Б.В. Павловский, доктор искусствоведения

Поэт-модернист Райнер Мария Рильке считал, что натюрморты Поля Сезанна «выражают всю Вселенную». Об Адие Хабибулловне можно сказать, что ее натюрморты «выражают всю Башкирию». Её и называли «башкирским Сезанном». Действительно, в обоих случаях предметная природа вещей выра­жает сущность мира, окружающего художника, его взгляд на жизнь. Взгляд Адии Ситдиковой светел и праздничен, заботливо внимателен, словно радуш­ная хозяйка приглашает в избу разделить семейную трапезу. Взгляд отражает тот мир, предметы кото­рого едва ли в обычной жизни уже увидят молодые; для средних поколений - это, возможно, воспоминания детства, а старикам радует глаз ушедший мир берестяных туесков и глиняных «корчаг», башкир­ских домотканых скатертей, самоваров и занавесок.

Ситдикова А.Х. (1913-2000). Мед. Из серии «Золотая осень». 1985 год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Ситдикова А.Х. (1913-2000). Мед. Из серии «Золотая осень». 1985 год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Всем важно знать свое культурное наследие. На­рядные народные предметы интерьера плотнейшим образом скомпонованы в «красном углу» простого деревенского дома, словно говоря: «В тесноте, да не в обиде, гости дорогие!». Торжественность неко­торых работ, двухмерных, четко контурированных, порой совершенно головокружительных по компо­зиции, подчеркивается красным (в значении «пре­красным», как в народе повелось). Хотя и белый, и синий, и теплый желтый - любимые цвета художни­цы - все вместе создают необыкновенный воздуш­ный уют в душе. Элементы орнаментов в настоящее время служат незаменимым пособием для молодых в изучении башкирского традиционного декоратив­но-прикладного искусства. «Это не обычные салон­ные натюрмортики с цветочками, салфеточками и вазочками, а сюжеты осмысленные, продуманные и прочувствованные» (из статьи проф. Н. Максимова).

Мало кто знает, что простая девчонка из забро­шенной татарской деревни, что родилась еще до революции и прожила огромную, трудную жизнь, вынося все тяготы разных периодов жизни своего народа, впервые взяла в руки кисть уже в зрелом возрасте, после сорока пяти лет! В 1934 году она оказалась в Уфе. В 1937 году вроде бы незначи­тельное событие определило ее дальнейшую судь­бу: она устроилась подсобной работницей в Художественный фонд Уфы. Там, между мытьем окон и перестановками чужих холстов, Адия стала брать первые уроки живописи в изостудии под началом народного художника РСФСР Рашита Нурмухаметова. Разглядев талант самородка, он взял ее под свою опеку. В результате деревенская женщина, мать-одиночка без специального художественного образования, нашла свой стиль, выработала свою технику и развила свою тему.

Вы хотите насладиться не только творчеством художников, но игровым процессом на онлайн игровых автоматах? Тогда вам непременно необходимо посетить уникальный игровой портал https://casinoizi.ru интернет казино ИЗЗИ. Определенно, вы не будете разочарованы этой «прогулкой», уж точно не сегодня. Прекрасного отдыха и развлечений!

Ситдикова А.Х. Новое утро. 198-ый год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Ситдикова А.Х. Новое утро. 198-ый год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова.

Чувство цветовой гармонии досталось ей поистине от Бога. И уже в 1958 году она участвовала в республиканской выставке вместе с маститыми жи­вописцами, а в 1960-м состоялась ее первая персональная выставка. Зональная выставка в Свердлов­ске, где пять работ Адии Ситдиковой висели рядом с полотнами таких прижизненных легенд живопи­си, как А.Ф. Лутфуллин и А.В. Пантелеев, Б.Ф. Домашников, придала ей уверенности и вдохновения. В этом же году ее приняли в Союз художников БАССР; ее работы заслужили признание не только дома, но и за рубежом; на протяжении ряда лет они побывали и в странах восточного блока, и в Англии, Японии, Швеции.

Но творческий путь Адии Ситдиковой был отнюдь не легким. Ее упрекали в однообразии сюжетов, в отсутствии социальной составляющей. Народный художник Башкирии Ахмат Лутфуллин так пари­ровал эти упреки: «Натюрморты Адии Хабибулловны написаны в одной гамме, мотивы близки друг другу, поэтому могут показаться однообразными. Ценность творчества - не в разнообразии сюжетов, а в отношении художника к своему делу». А глав­нейших качеств художника - беспредельного трудо­любия и душевной зоркости - ей было не занимать. В своем стиле Ситдикова вроде бы и держалась в условных рамках соцреализма, по крайней мере, не противоречила ему, однако в ее работах сильно ощущался авангард, возможно, народно-наивный; чувствовалась сильная рука и непреклонная воля. Она с упорством совершенствовалась, в 70-е годы освоила пастель. Критика советовала ей «освобо­ждаться от натуралистического налета, чтобы ее предметы говорили не только о красоте внешнего мира, а больше раскрывали внутреннюю суть имен­но со взаимосвязью с жизнью, острой, конфликт­ной» (Н.Н. Голованов). Конечно, «в моде» тогда был «суровый стиль», а не «безыдейные формалистические поиски» в области «этноживописи». В этой связи стоит вспомнить тезис одного из самых ори­гинальных мастеров натюрморта, Петрова-Водкина: «Натюрморт - это одна из острых бесед живопис­ца и натуры». Может быть, тогда ею были созданы «Оружие батыра» и «Память», пронизанные духом отваги и уважения к обычаям предков. Разве это не «остросоциальная» тема - светлая поэзия простой мирной жизни, где корни наши, традиции и культура поданы нам, зрителям, щедро и искренне, а всего лишь «натуралистический налет»?

Ситдикова А.Х. Персики. 1990 год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова

Ситдикова А.Х. Персики. 1990 год. Холст. Масло. Собственность Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова

Возьмем для примера ее любимый «медовый» мотив. «Наш мед славится во всем мире, и мне хо­телось показать, что это именно башкирский мед, одно из наших сокровищ», - рассказывала художница. Солнечные, теплые слитки, запечатанные в соты, так же как и караваи, расписная утварь и до­мотканые рушники, шаршау, - дают представление о своеобразии культуры не меньше, чем жанровые картины. Этапной стала картина Адии Хабибулловны «Башкирским хлеборобам» - по содержательности, по высокой живописной и композиционной степени мастерства. В 1993 году художница стала лауреатом премии им. Салавата Юлаева.

«Ее отзывчивое на красоту сердце ничего не за­было, всё сохранило», - вспоминает журналистка А. Валеева, называя Адию Ситдикову «на редкость тонким, обаятельным и дружелюбным человеком». Она неоднократно бывала в мастерской художницы и наблюдала за ее творческим процессом. Многие живописцы не могли не испытать на себе влияния ее искусства, более чутко прислушивались и при­сматривались к национальной художественной культуре, передавая ее в соответствии со своими чувствами, техниками, стилями. «Какая странная техника - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любу­ешься», - так размышлял великий Паскаль, образ­но выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства. Адия Ситдикова, словно выполняя высшую миссию своей жизни, оставила потомкам поистине бесценное наследие, изобилу­ющее еще неразгаданными тайнами. Так кому же, как не ей, быть легендой, одним из самых любимых художников Башкирии? Коллеги по цеху запомни­ли ее как мудрую, крепкую крестьянскую женщину, с хорошим чувством юмора, никогда не пасующую перед трудностями. Что касается последователей именно ее стиля, некоторые авторитетные художни­ки пока не видят молодых продолжателей, способ­ных писать подобные вещи: в плоскостных картинах создавать неповторимую воздушную атмосферу, соблюдать тактичность в сочетании цветов. Со сме­ной той системы, когда государство давало ежеме­сячные госзаказы работавшим в едином «комби­нате» художникам, относилось к ним более чутко, многое хорошее отодвинулось на задний план, а то и вообще исчезло. Да и художников теперь стало в десятки раз больше. Проект «Любимые художники Башкирии» как раз и есть своевременная акция, ин­дикатор для обнаружения новых талантов. Хочется верить, что они поймут и переймут мудрое наследие Адии Ситдиковой.

Текст: Эльвира Каримова