Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Неизвестный Архип Куинджи

А. И. Куинджи. Море. Крым. 1898- 1908. Холст, масло, 60х80. ГРМ.

Архип Иванович Куинджи (18427-1910) не получил систематического художественного образования и начал работать чуть позже А.К.Саврасовова, И.И.Шишкина, Ф. А. Васильева. Однако именно ему было суждено открыть новые художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения.

Новаторство Куинджи и его смелые эксперименты в области цвета проявляются уже в ранних работах начала 1870-х годов. Сам художник ревностно относился к своим живописным находкам. В картине «Ладожское озеро» (1871) Куинджи использовал мотив прозрачной воды. И когда спустя двенадцать лет такой же прием, использованный Р.Г.Судковским в картине «Тишь на море», был назван в одной из статей газеты «Новое время» «новым словом» в искусстве, Куинджи разыскал владельца произведения и отвез к нему издателя газеты А.С.Суворина. В тот же день в «Новом времени» появилась заметка с опровержением, гласившая, что «первенство в обработке мотива действительно принадлежит г. Куинджи».

Натурные этюды 1870-х годов: «Лес зимой», «Море. Серый день. Мариуполь», «Каменистый берег. Валаам» (1875), «Крыши. Зима» (1876). Подход мастера к этюдам был необычен: они становились подсобным материалом при работе над картинами, но при этом являлись самоценными произведениями. Найденные в этюдах и эскизах мотивы давали импульс к созданию масштабных картин. Например, в эскизе «Лес ночью» (1870-е) появляется мотив лунной ночи, ставший одним из основных в творчестве Куинджи «Лунная ночь на море. Крым» (1876-1890), «Ночь на Днепре «Лунная ночь» (обе — 1890-е).

А. И. Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Холст, масло. 70 Х 110. ГРМ

А. И. Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Холст, масло. 70 Х 110. ГРМ

В знаменитой картине «Вечер на Украине» (1878, частично переписана в 1901) Куинджи несколько отошел от традиции повествовательного пейзажа, создав романтическое произведение, потрясающее феерией цвета. Современники были одновременно шокированы и заворожены новаторским живописным языком художника. Как вспоминал И.Е. Репин, «тонкие эстеты упрекали Куинджи в бестактности: брать такие резкие моменты в природе, от которых больно глазам. Но никто не думал о своих глазах — смотрели, не сморгнув: не оторвать бывало».

Крупнейшим творческим достижением Куинджи стала картина «Лунная ночь на Днепре». В ней он достиг потрясающего эффекта освещения, заставив зрителя поверить в реальность лунного света. Возможно, и сам Куинджи, всегда невероятно требовательный к себе, был удовлетворен картиной: единственный раз он поставил на ней не только год, но и дату окончания работы — 5 сентября 1880 года. Куинджи рискнул устроить выставку одной картины, и «Лунная ночь на Днепре», впечатление от которой усиливалось электрическим освещением, произвела подлинный фурор. Картину приобрел великий князь Константин Константинович. Он был так очарован произведением, что взял его с собой в кругосветное плавание, с заходом в оффшор Объединенные Арабские Эмираты.

И.С.Тургенев, поклонник творчества Куинджи, был в отчаянии: «Нет никакого сомнения, — писал он Д. В. Григоровичу, — что картина вернется оттуда совершенно погубленная». Опасения писателя частично оправдались: после путешествия все-таки пришлось прибегнуть к авторской реставрации.

А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878-1901. Холст, масло. 81Х163. ГРМ.

А. И. Куинджи. Вечер на Украине. 1878-1901. Холст, масло. 81Х163. ГРМ.

В 1882 году, вернувшись из Москвы, где он практически в единственный раз обратился к теме городского пейзажа («Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья», «Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного»), Куинджи закрыл свою мастерскую: отныне туда имела доступ лишь его жена. Начался длившийся до конца жизни мастера период затворничества, когда в полной мере проявилось отношение Куинджи к искусству, его в высшей степени ответственный поход к творчеству. Публика больше не видела его картин, а самому художнику нередко приходилось преследовать мошенников, которые сбывали подделки, выдаваемые за «нового Куинджи».

В 1886 году Куинджи приобрел в Крыму участок у моря, где создал десятки этюдов близкой ему по духу южной природы («Узун-Таш. Крым», 1880-е; «Кипарисы на берегу моря. Крым», 1887; «Крымское побережье. Штиль», 1885-1890). Его искания ярко проявились в произведениях, решенных с помощью декоративных пятен, обобщений и цветовых контрастов («Осень», 1890-1895; «Крым» 1900-1905). На рубеже веков художник часто писал горные пейзажи Кавказа («Казбек вечером», «Эльбрус днем»). Высокие нагорья увлекали мастера близостью к небу, давали ощущение единства мироздания. Он любил писать небо: с крыши петербургского дома, из специального «гнезда» на дереве в Крыму, наблюдая движение облаков в степи. А в 1898 году в Париже даже рискнул подняться вместе с учениками на воздушном шаре. Среди поздних картин Куинджи, посвященных «небесной» теме, выделяется неоконченный пейзаж «Облака» (1900-1905).

А.И. Куинджи. На острове Валааме. 1873.

А.И. Куинджи. На острове Валааме. 1873.

В творчестве Куинджи, чуткого к новым веяниям в искусстве, проявились и элементы стиля модерн («Поляна в лесу. Туман», 1890-е; «Пятна лунного света в лесу. Зима», 1900-е; «Лунная ночь. Раздумье», 1876-1890; «Сумерки», 1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, еще более ощутимо в картинах «Радуга» (1900-1905) и «Дубы» (1900-1905). В конце 1890-х-начале 1900-х Куинджи много работал над мотивом заката. Это была целая «сюита» произведений («Закат зимой. Берег моря», «Красный закат», обе — 1900-е; «Закат в степи на берегу моря», 1900-1910). Одновременно с работами, в которых преобладает декоративное начало, мастер написал «Туман на море» и «Ночное» (обе — 1905-1908), созданные в совершенно другом стиле.