Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

А был ли мальчик? Реализм как таковой. Часть вторая

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме «Медный всадник» А. Пушкина.

Духовная культура, неотъемлемой частью которой является искусство, — особый мир, созданный силой человеческой мысли, он богаче реального мира. И задача художника заключается не в слепом подражании природе, не в приукрашивании или корректировке того, что создано Творцом, но в непрестанном поиске и эксперименте. Еще Гёте заметил, что «если написать мопса вполне схоже с натурой, то от этого… станет лишь одним мопсом больше на свете, и едва ли в этом можно увидеть обогащение мира».

В естественнонаучном понимании XIX века реальность трактовалась как совокупность всего материального вокруг нас, воспринимаемая нашими органами чувств и независимая от нашего сознания. В ХХ веке, в связи с революционными научными открытиями, такое понимание реальности подверглось серьезным испытаниям. Наблюдались реальности другого, высшего порядка, но об этом — в последующих статьях. Здесь же попытаемся рассмотреть вопрос о том, как соотносятся реальность и реализм и что означает тезис «наиболее типические моменты». Разве никому не приходилось слышать, скажем, от врача, такую, фразу: «это нетипичный случай»? Но этот случай тем не менее вполне реален, хотя, согласно ранее приведённому определению реализма, его не следует принимать во внимание, т. е. его как бы не существует.

Просмотров: 1819

Техники печатной графики

Техники печатной графики.

Выпуклая гравюра

Ксилография (гравюра на дереве)

Самая древняя техника гравюры. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Просмотров: 7904

Абстрактная фотография. По ту сторону действительности.

Абстрактная фотография. По ту сторону действительности.

Фотография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализи­ровать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрак­тной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаеч­ный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением при­вычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фото­графию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.

Просмотров: 3412

А был ли мальчик? Реализм как таковой.

Густав Курбе. Женщина, лежащая у моря. 1868.

Традиционно считается, что ко второй половине XIX века на смену романтизму пришел реализм - направление, связанное со стремлением «осмыслить действительность во всей ее полноте и разнообразии, отобрав при этом наиболее существенные и типические моменты».

Термин «реализм» за всю историю его существования неоднократно изменялся, наполнялся все новым и новым содержанием, нередко противоречащим предыдущему.

О начальном периоде реализма в науке нет единого мнения. И до сих пор нередко можно слышать о «реализме наскальных рисунков», хотя, как известно, доминирующей чертой культуры первобытной эпохи был синкретизм, поэтому подобные артефакты относились не к искусству, которого, по указанной причине просто не существовало, но к ритуалу и магии. Едва ли правомерно говорить и о «средневековом реализме», ибо для человека Средневековья вполне реальными и «типическими» были дьявол, адские печи, ведьмы, инкубы и пр. Что же касается художников Возрождения, то они совершили величайший переворот в истории европейской культуры, смело ломая в своей художественной практике все устоявшиеся живописные каноны, строго регламентирующие, что «существенно и типично», а что нет.

Просмотров: 3905

Дизайн и фотография

Дизайн и фотография.Применение в фотографии принципов художественного конструирования или «дизайна», (это емкое слово принято теперь в качестве международного термина), иной раз понимается как уменье эффективно использовать технические приемы, чтобы приукрасить фотоснимок. Такой взгляд, однако, ошибочен: не считаем же мы архитек­туру лишь средством украшения фасада здания! В фотографии, как и во всяком (не только в прикладном) искусстве, дизайн - это и процесс, и результат сочетания отдельных элементов в единое целое, как можно лучше отве­чающее своему назначению. Чайник, например, это прибор, который должен быть достаточно легким для руки, не протекать, сохранять тепло, не разбрыз­гивать струю и удовлетворять ряду других условий. Дизайн чайника должен учесть все условия при выборе мате­риала. формы, толщины стенок и так далее. Правильный дизайн обеспечит соответствие чайника своему назна­чению.

Сделать фотоснимок, отвечающий своему назначению, тоже не просто. Назначение снимка - восприниматься зрением. Чаще всего (хотя не всегда) он представляет собой плоский пред­мет, нечто сообщающий зрителю.

Просмотров: 4468