Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Рифмы Рафаэля Кадырова | Художники Башкортостана

Рафаэль Кадыров. НОЧЬ. 2011 год. Дерево. Масло. Размеры: 65 Х 55.

Упало семя наземь и превратилось в дерево. Тихо-тихо, словно круги по воде, разошлись годовые кольца, и проявились линии, тонкие, упругие, сохранившие образ ушедшего времени. Они поведали о зимах и вёснах, о годах тучных и годах скудных, но всё равно светлых, ведь счастье, друзья мои, не знает засушливых лет.
Деревянная доска — для живописи материал исконный. Леонардо да Винчи написал «Джоконду» на доске из тополя. А Рафаэль Кадыров свою «Мадонну» — на жизнью траченном куске фанеры. Он обратился к дереву не ради эксперимента и не для того, чтобы прикоснуться к традиции великих мастеров. Это как-то само получилось, словно кто-то позвал негромко.…

Если пошебуршать на чердаке, приглядеться к кованому сундуку, смахнуть пыль с бабушкиного комода, поскрипеть дверцами старого платяного шкафа — можно услышать забытый мотив, различить слова и обрывки фраз, произнесённых кем-то, сказанных когда-то кому-то, и вспомнить то, чего никогда не знал, о чём лишь смутно догадывался.

Однажды Рафаэль нашёл видавшую виды створку комода и понял вдруг, как будет называться его следующая работа — «Веретено». Так бывает, озарение приходит к художнику — к конкретному творцу — с именем и отчеством, а в соавторах у него потом оказывается то кусок древесины, то весь подлунный мир. Рафаэль говорит, что у каждой доски свой характер, свой темперамент и своя судьба.

Рафаэль Кадыров. У МОРЯ. ВЕНЕРА. 2011 год. Дерево. Масло.  Размеры: 28 Х 80.

 

Рафаэль Кадыров. У МОРЯ. ВЕНЕРА. 2011 год. Дерево. Масло.  Размеры: 28 Х 80.

Её текстура и природный цвет часто ведут его, подсказывают колорит, пластическое решение и сюжет картины. Нужно только суметь прочесть послание, разобраться в древесной тайнописи. Доске нельзя навязывать собственную волю: насилия она не терпит. Необходима особая деликатность, чтобы не «замучить» материал, не потерять его хрупкий узор… Та самая дверца комода, морёная временем и невзгодами, положила начало целому циклу работ Рафаэля Кадырова «Газели», который в октябре был представлен уфимскому зрителю в Малом выставочном зале Союза художников.

Рафаэль Кадыров. ДВОЕ. 2011 год. Дерево. Масло. Диаметр: 108.

Рафаэль Кадыров. ДВОЕ. 2011 год. Дерево. Масло. Диаметр: 108.

Он стал писать ещё легче, ещё прозрачнее, ещё воздушнее. Под слоем подмалёвка, тонким, словно вуаль, мерцает дерево. Волны прохладного цвета бороздит прихотливая линия. Поменяв материал, Рафаэль не изменил своим героям. Всё так же задумчивы и немного печальны нагие девы, всё так же могуч и брутален бык, всё так же статичны старушки и ялик месяца по-прежнему снуёт в небесах. Привычный зрителю изобразительный ряд дополнен двумя строгими и торжественными натюрмортами. Ржавые утюги миролюбиво откинули забрала, переплеты Корана благочинно лежат на столе, закопчённая керосиновая лампа полна достоинства и церемониального блеска. Так художник отдал дань памяти своему дедушке и своей бабушке. Работы Рафаэля Кадырова исполнены тонкого лиризма. Они просты и лаконичны, как персидские стихи газели, где на две строки — одна рифма, где на два сердца — одна любовь.

Рафаэль Кадыров. МАТЕРИНСТВО. 2011 год. Дерево. Масло. Размеры: 144 Х 60.

Рафаэль Кадыров. МАТЕРИНСТВО. 2011 год. Дерево. Масло. Размеры: 144 Х 60.

Хайдар Кульбарисов

Источник: Рампа. Культура Башкортостана.

Смотрите также другие материалы:

Художник Рафаэль Кадыров. Начало Пути.

Художник Рафаэль Кадыров. Становление. Работы 1987-1994 годов.

Художник Рафаэль Кадыров. Новые поиски. Работы 1995-2007 годов. Часть 1.