Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Итоги BRAFA 2010

BRAFA - 2010

В Брюсселе завершилась ярмарка антиквариата Brussels Antiques & Fine Arts Fair. На этот раз спросом пользовались не только живопись старых мастеров, но и бельгийские комиксы, и даже халат, расписанный Джеймсом Энсором.

Одна из самых старых ярмарок в Европе (существует с 1955-го), BRAFA ориентировалась прежде исключительно на внутренний, бельгийский рынок и была известна под французским именем Foire de antiquaires de Belgique. Однако несколько лет назад она сменила стратегию в сторону международного развития и переехала из престижного, но небольшого по площади Palais des Beaux-Arts в здание бывшего таможенного склада Tour & Taxis площадью около 12 тыс. кв. м, а год назад поменяла имя.

На самом деле это довольно обычная ситуация, когда большое количество сделок совершается уже после ярмарки. Покупатели звонят несколько позже, подумав и приняв окончательное решение.

В этом году в ярмарке участвовало около 120 галерей, половина из которых — бельгийские. Вторые по численности — французские дилеры. Присутствовали также четыре немецкие галереи, столько же испанских и по одной из Канады, США, Португалии и Венгрии. Россия на BRAFA была представлена единственным участником — Ravenscourt Galleries (имеет филиалы в Москве и Лондоне). Это одна из немногих российских галерей, которая ведет активную выставочную деятельность за рубежом — она уже принимала участие в BRAFA 2009 и выставлялась на Шанхайской ярмарке изящных искусств, на Олимпии в Лондоне.

BRAFA - 2010За 13 дней работы BRAFA (с 19 по 31 января) ее посетили около 35 тысяч человек, а на закрытом показе в самый первый вечер было около тысячи посетителей. Несмотря на наполеоновские амбиции организаторов (в будущем составить конкуренцию TEFAF в Маастрихте), пока брюссельская ярмарка отличается не слишком дорогими, чаще интерьерными вещами и более деловой атмосферой. Зато к концу ярмарки около многих произведений появились красные точки, означающие, что эти работы зарезервированы, а некоторые стенды даже частично сменили экспозицию. О стоимости проданных работ антиквары говорить не любят, удалось узнать лишь некоторые цифры.

Галерей, занимающихся продажей живописи старых мастеров, а также мебели и декоративно-прикладного искусства от Средневековья до XIX века, в этом году стало заметно меньше. Тем не менее среди участников были крупнейшие в этой области брюссельская галерея De Jonckheere, хорошо известная в Москве (неоднократно принимала участие в Московском салоне изящных искусств в Манеже) и парижская Florence de Voldère. Последняя продала на BRAFA триптих 1510 года с изображением Богоматери, который находился в частной коллекции на территории Восточной Германии, был конфискован советскими властями и временно помещен в Музей Лейпцига. В 1995 году триптих вернулся к бывшим владельцам, которые теперь выставили его на продажу во Florence de Voldère (стоимость работы не разглашается). В ярмарке участвовала еще одна известная галерея, специализирующаяся на старых мастерах и средневековом декоративно-прикладном искусстве, — лондонская Joanna Booth. На ее стенде были проданы гобелен XVII века мануфактуры «Обюссон» за €13,5 тыс. и эльзасская деревянная скульптура Богоматери за €17 тыс.Ян Вильденс. Вид города Антверпена. Galerie De Jonckheere

Ян Вильденс. Вид города Антверпена. Galerie De Jonckheere

Вместе с тем в этом году на BRAFA заметно преобладало искусство XX века, которое, невзирая на кризисы и рецессии, неизменно пользуется спросом. Еще во время гала-ужина парижская галерея Le Minotaure продала несколько работ художника венгерского происхождения Поля Каллоса (€10—20 тыс.), а также несколько работ Ивана Пуни из известной серии «Арлекины». Крупной антверпенской галерее Ronny Van de Velde уже в первый вечер удалось продать за €750 тыс. работу Джеймса Энсора «Семь смертных грехов», объект Марселя Дюшана «Boîte-en-valise» (€150 тыс.) и серию фотографий «Маски» Пола Маккарти (€70 тыс.). По словам владельца галереи, ярмарка прошла для него очень успешно: бельгийские, французские и немецкие коллекционеры приобрели на стенде галереи работы Матисса, Миро, Рене Магритта и бельгийского символиста Фернана Кнопфа. Осталась довольна результатами и галерея Ludorff из Дюссельдорфа: на ее стенде покупатели зарезервировали две работы Макса Эрнста и две абстракции Сержа Полякова, а также портрет работы Эмиля Нольде (€680 тыс.). Полотно Пьера Сулажа за €1,2 млн было также зарезервировано на стенде парижской галереи Pascal Lansberg.

Пьер Сулаж. Композиция. Галерея Pascal LansbergНеобычный артефакт — расписанный Джеймсом Энсором медицинский халат — был продан уже в первый вечер на стенде галереи t’Kint de Roodenbeke. Этот халат принадлежал одному из брюссельских аптекарей. Однажды Энсору, навещавшему кого-то из друзей-художников, внезапно захотелось взять в руки кисть. Новый холст нашелся, а халат пришлось попросить в соседней аптеке. В качестве благодарности Энсор покрыл его разноцветными орнаментами и поставил подпись. Цена диковинки не разглашается. «Его купил очень известный бельгийский коллекционер, — сказал владелец галереи Харольд де Рооденбек, — он не любит афишировать свои покупки».

Несколько вещей были проданы и на стенде Ravenscourt Galleries, которая представилаРауль Дюфи. Листья и попугаи. Около 1929. на ярмарке французских художников первой половины XX века — Мориса Вламинка, Андре Дерена, Андре Лота, а также русских художников Александра Бенуа, Бориса Анисфельда, Леопольда Сюрважа и Василия Кандинского (с ранней работой 1904 года). Галерея получила предложения на покупку работ Андре Ланского и Рауля Дюфи; также было зарезервировано полотно Андре Базильера и несколько небольших произведений современных российских художников.

Помимо живописи на ярмарке вполне успешно продавалось и так называемое tribal art — африканское, индонезийское искусство, а также артефакты доколумбовой Америки. В Бельгии, как в бывшей колониальной стране (ей принадлежало нынешнее Конго), этот раздел коллекционирования очень популярен. Например, галерея Jacques Germain из Монреаля продала пожелавшему остаться неизвестным бельгийскому коллекционеру деревянную скульптуру африканского народа обамба (€100 тыс.) и женскую фигурку из Нигерии (€20 тыс.). Брюссельская галерея Serge Schoffel также продала несколько африканских статуэток по цене €10—20 тыс. и большую индонезийскую скульптуру за €25 тыс.

Galerie Jacques GermainНа ярмарке был представлен и чисто бельгийский арт-продукт — комиксы. Так, 9th art gallery продала несколько оригинальных листов Эрже по цене от €15 до 45 тыс., а также рисунок другого бельгийского художника, Андре Франкина, за €350 тыс. Неназванный покупатель зарезервировал на стенде галереи Petits Papiers оригинальную обложку Эрже для книги «Сигары фараона» — первоначально галерея оценила ее в €3 млн, но в процессе переговоров цена была снижена до €2 млн.