Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Пульс земли. Художник Вадим Абдуллаев

Пульс земли. Художник Вадим Абдуллаев.

Умелому везде место.
Азербайджанская поговорка.

Во всем я вижу жизни свет... и цвет… - так назвал свою персональную выставку живописи и графики Вадим Асадович Абдуллаев из Стерлитамака. Она состоялась в двух выставочных залах дома купца Чижова (Национальная библиотека им. А. 3. Валиди), включает 60 работ и для многих явилась открытием нового таланта, а для кого-то - встречей со старым добрым знакомым, с которым давненько не виделись.

Вадим Абдуллаев родился на берегу Каспия, в субтропической Ленкорани, на границе с Ираном. В детстве жил в Новосибирске у бабушки, где много рисовал. Серьезное художественное обучение начинал в Карачаево-Черке­сии на подготовительном отделении худграфа, продолжил его на худграфе пединститута в Уфе, а последние 35 лет живет и работает в Стерлитамакском районе, в селе Наумовка. Такая широ­кая география, воздействие разных стихий, традиций, особенности при­роды не могли не отразиться на его творческом видении, на внутреннем мире его личности. Яркие краски юга и могучая красота Сибири, богатство природы Башкирии и впечатления от поездок по России — все отложи­лось в произведениях, подобно тому, как в земной коре откладываются мно­гочисленные культурные слои, вместе составляющие единую плоть планеты, нашей прекрасной и многострадаль­ной матери.

Художник Абдуллаев Вадим Асадович

Тема «культурных слоев» зем­ли «прорезает» все его творчество в прямом и в переносном смысле — от реалистично написанных пейза­жей с оврагами («Окраина села Ду­ван»,1995; «Раны земли», 2000, другие работы) до глубоких философских обобщений, таких как в картинах «У истоков» (2010), «Рождение горы» (2017), где срезы слоев земли стали самостоятельным авторским сим­волом. Желание проникнуть в глу­бинную суть вещей, «в глубь горы», узнать тайны истории и культуры на­родов, нащупать, почувствовать пульс Земли (а ученые еще в 60-х годах выяснили, что у нашей планеты, как у любого живого организма, он дей­ствительно есть) — это характерное свойство неравнодушного художни­ка. «Мотив с композиционным раз­витием в глубину и с четким делени­ем на пространственные зоны* — так определила его живопись искусство­вед С. Игнатенко, отмечая его уме­ние «очищать полюбившийся мотив от многочисленных деталей, исполь­зовать выразительную силу прева­лирующего в натурном мотиве цве­та или тона, наполнять им простую, по монументальную форму...»

Вадим Абдуллаев. Аркаим. 2020 год. Холст. Масло.

Вадим Абдуллаев. Аркаим. 2020 год. Холст. Масло.

«Пульс Земли» (2019) - карти­на-символ. В теплокровных, пульсирующих красной линией разломах слоев почвы автору видятся верени­цы образов. Они нередко переходят из картины в картину. Это и террако­товые сосуды, и силуэты людей и жи­вотных прошлых эпох, эго и слезы земли, как на полотне «Сибайский карьер» (2019), это тени эпических событий, древние орнаменты и ро­довые «тамга», как в «Рождении горы» и «У истоков». Природа у Абдуллаева всегда оживлена настроени­ем — и осенние деревенские скир­ды, и башкирские реки Куганак, Тор, Зилаир, Ашкадар, и марины Каспия. Пейзажи полны лирики, напевности и одновременно непреходящей тре­воги за будущее Земли. Иногда звучит пронзительная печаль — как в про­зрачном осеннем пейзаже с Нижегородской (Крестовоздвиженской) церковью Уфы (1998). Форма кру­га — еще один любимый символ Ва­дима Абдуллаева, волнующий его своей многозначностью. «Всё возвра­щается на круги своя». В круг вписа­ны тайные знаки и древние письме­на на картинах «Знаки прошлого» (2006), «Рождение-1» и «Рождение-2» (2019), «Аркаим» (2020).

Вадим Абдуллаев. У источников. Земля Юрматы. 2010 год. Холст. Масло.

Вадим Абдуллаев. У источников. Земля Юрматы. 2010 год. Холст. Масло.

Значимым этапом творчества Аб­дуллаева стала ручная роспись мечети Бибинур в 2019 году в Стерлитамакском районе. Над ней Вадим Асадович работал более восьми месяцев, все де­лал сам — от эскизов, узоров витра­жей до росписи стен и плафона, над которым работал полтора месяца. Филигранность и богатство восточных духовных орнаментов - результат глубокого изучения стилистики и кал­лиграфии, скрупулезного, кропотли­вого труда и вдохновения «Иногда вставал среди ночи, шел в мечеть писать... Я человек не слишком религиоз­ный, но тут какая-то высшая сила явно помогала. Когда закончил, сам не по­верил своим глазам — неужели это все сделал я?» — рассказывает художник. Роспись получилась воздушно-лег­кая, нарядная, оставляющая радостное впечатление праздника и выглядит удивительно современно.

Вадим Абдуллаев. Ручная роспись мечети Бибинур в 2019 году

Вадим Абдуллаев. Ручная роспись мечети Бибинур. 2019 год.

Главным делом жизни художника наряду с живописью и графикой стала школа, детская школа искусств в селе Наумовка, созданная им в 1986 году, а к нынешнему времени имеющая три филиала в Стерлитамакском районе. Говоря о школе, да и о жизни вообще, нельзя не упомянуть супругу художни­ка, Анну Григорьевну, его музу, без ко­торой он, по его собственному убеж­дению, не состоялся бы как художник и личность. Ее портрет представлен на этой выставке в серии графиче­ских портретов, которые отличаются легкостью линий и тонким психоло­гизмом («Портрет жены», «Аксакал», «Марьям-апа» и др.) Они познакоми­лись в студенческие годы в Уфе и идут по жизни вместе уже 45 лет. Фило­лог, поэтесса и рукодельница, чело­век тонкой души, она всегда рядом — поддержка и соавтор всех начинаний. Вместе основали детскую школу ис­кусств в Ленкорани, на родине Вадима в 1982 году, которая существует там до сих пор; вместе создали и развива­ли школу искусств в Наумовке. Анна Григорьевна много лет вела декора­тивно-прикладное искусство, будучи большой мастерицей в вязании, вы­шивке и работе по бисеру; песни на ее стихи исполняются в школе, ставшей любимым детищем супругов Благо­родную и нелегкую профессию «зем­ского учителя» (педагогический стаж Абдуллаева — более 30 лет) трудно, наверное, совмещать с собственным изобразительным творчеством, но Ва­дим Асадович успевает все. В одной из последних живописных работ «Торатау» (2020) насыщенной и одновре­менно нежной по цвету, словно звучит гимн торжества красоты и мудрости земли, давно ставшей родной, и слы­шится хрупкое биение сердца всей нашей планеты. Эта чуткость ко всему живому, умение «во всем видеть цвет и свет» — достойная всемерного ува­жения черта этого художника.

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА ВАДИМА АБДУЛЛАЕВА

Эльвира Каримова

Источник: журнал «Рампа. Культура Башкортостана».