Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Фотографии Востока в Цюрихе - выставка работ Стива Маккари

Ausstellung „Steve McCurry - Fotografien a us dem Orient' im Museum fur Gestaltung - Schaudepot, 3. Jiii bis 18. Oktober2015, Foto: Betty Reck, © ZHdK

Museum für Gestaltung представил ретроспективную выставку работ Стива Маккари, одного из самых известных фоторепортеров в мире, автора портрета «Афганской девочки».

Этот пристальный взгляд зеленых глаз невозможно забыть. С момента первой публикации фотографии, подписанной просто «Афганская девочка», прошло ровно 30 лет, но она до сих пор остается одним из самых известных портретных снимков. Работа появилась на обложке журнала National Geographic в июне 1985 года. Автором значился тогда еще никому не известный молодой фотограф из Филадельфии Стив Маккари. Одной этой работы было вполне достаточно, чтобы превратить его в признанного мастера фоторепортажа.

Маккари пробрался в Афганистан в 1979 году через полгода после введения в страну советских войск. Он переоделся в афганскую традиционную широкую одежду, под которой было удобно скрывать камеру и пленки, и сумел дойти до лагеря беженцев на границе с Пакистаном. За время пребывания в лагере Маккари сделал несколько серий снимков женщин и детей, пострадавших от бомбардировок и потерявших родных. В объектив камеры попала и та самая девочка. Силу и значение портрета фотограф осознал гораздо позже, когда, вернувшись в Нью-Йорк, занялся проявкой пленок.

Фестиваль красок в провинции Раджастан, Индия. 1996 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

Фестиваль красок в провинции Раджастан, Индия. 1996 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

С тех пор Маккари по несколько раз в год ездил в командировки в страны Востока. Он делал репортажи об Ирано-иракской войне, гражданских войнах в Ливане и Камбодже, американской операции в Персидском заливе. Маккари объездил Средний и Ближний Восток, Индию, Центральную и Юго-восточную Азию. «Признаться, после университета мне не хотелось работать, вот я и начал фотографировать», - лукаво рассказывает он в одном из интервью. За этой откровенно кокетливой фразой на самом деле скрывается огромный труд: за три десятка лет профессиональной деятельности у него накопилось такое количество работ, что из них вполне можно было бы составить многотомный сборник.

Афганская девочка. 1984 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

Афганская девочка. 1984 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

Около полусотни лучших фотографий составили основу экспозиции в Цюрихе. Куратор Кристиан Бредле намеренно отобрал работы, которые не только в очередной раз демонстрируют публике мастерство и талант Маккари, но еще и ставят перед зрителем актуальные вопросы. Как мы видим религию? Что для нас ислам? Как европейцы понимают Восток? Где граница между Западом и Востоком? Что нас объединяет? «Мы задаемся этими вопросами, изучая полные света и цвета фотографии Маккари. В конечном итоге, таким образом мы пытаемся понять самих себя», - рассказывает Брендле.

Тадж-Махал. 1983 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

Тадж-Махал. 1983 год (© Steve McCurry / Magnum / Museum für Gestaltung)

Камера Маккари отличается удивительной способностью: обращаясь даже к самым тяжелым моментам, она всегда передает внутренний свет человека, его достоинство, гордость и силу. Фотография возвышает. Отличный пример – портреты жертв различных войн. Идеальный баланс света и строгая композиция помогают сделать акцент на личной истории героя фотографии. Блестящие глаза, тяжелые морщины, грязные лохмотья – все эти детали начинают говорить. Однажды познакомившись с ними, вы их уже не забудете.

Ausstellung „Steve McCurry - Fotografien a us dem Orient' im Museum fur Gestaltung - Schaudepot, 3. Jiii bis 18. Oktober2015, Foto: Betty Reck, © ZHdK

Ausstellung „Steve McCurry - Fotografien a us dem Orient' im Museum fur Gestaltung - Schaudepot, 3. Jiii bis 18. Oktober2015, Foto: Betty Reck, © ZHdK

Каждая фотография, представленная на выставке, - еще и страница в учебнике культурологии. Маккари сумел ухватить и передать не только цвета Востока, его любовь к буйству красок и чувств при внешней сдержанности, но и поймать моменты особого социального значения: религиозные праздники, тесно связанные с языческой традицией, тяжелые будни, отношения внутри общественной иерархии. Попробуйте пропустить эти фотографии через себя, и вы откроете новый мир.

Выставка продлится до 18 октября. Дополнительную информацию вы найдете на сайте.

Источник: Наша Газета