Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Фотография как искусство: правда или иллюзия?

Фотография как искусство: правда или иллюзия?

Так ставил вопрос критик Чарльз Хэген в журнале «Попьюлар фо­тографи». Перечисляя достижения светописи, он утверждает, что именно сейчас перед фотографией острее чем когда бы то ни было встала серия критических вопросов о ее природе и назна­чении. Особенно после того, как на горизонте появились гряду­щие технологические изменения, которые способны резко изме­нить наше ощущение того, что же такое фотография и что она создает на практике.

К самому дискуссионному событию в художественной фотогра­фии за последние годы критик относит явление постмодернизма, достаточно подробно осаждавшееся в искусствознании примени­тельно к изобразительному искусству. Однако после того, как на сцену фотоискусства в начале 80-х годов ворвались авторы, при­мкнувшие к постмодернистским новациям, среди фотографов воз­никли жаркие споры по поводу сущности нового подхода и идей, стоявших за ним.

Обычно к сторонникам такого подхода относят тех, кто увлеченно снимает искусственно сочиненные (и нередко имеющие аналогич­ные, даже абсурдные связи) предметные композиции в студии, ко­гда уже сам подбор предметов может поставить зрителя в тупик.

К тому же все это причудливо освещено, чтобы создать непривыч­ную декоративную игру цвета. Часто полученные снимки прониза­ны стилизованными эмоциями, которые кажутся более уместными в фотографиях моды или рекламы.

Большинство авторов, работающих в этом стиле, нередко исполь­зуют изобразительные цитаты из бесконечного потока визуальной информации, обрушивающегося на современного человека — будь то голливудские фильмы, обошедшие мир снимки фоторепортеров из горячих точек или же глянцевые фантазии мастеров рекламы.

В конце концов создается впечатление, что этих авторов больше волнуют проблемы, связанные с идеями и теориями о месте и ро­ли фотографии в обществе, нежели то, как выглядят их работы. Сегодня теоретики постмодернизма, отмечает Чарльз Хэген, счи­тают, что фотография, используется ли она в журналах, на теле­видении или в кино, играет ведущую роль в формировании мифов и верований, по которым живут люди. Эти теоретики и критики не без оснований полагают, что современные рекламные компози­ции и иные формы подачи сочиненных фотографических образов имеют большее влияние на наш образ мира, чем жесткая и в тра­диционном понимании правдивая информация фотожурналистики. Более того, многие пришли к выводу, что в наш информативный век, когда электронные средства массовой информации выдают бесконечный поток этих «формирующих» сообщений, отдельный автор неспособен создать ничего по-настоящему нового. Причина?

Миро Ито. Япония. Колдовство.

Миро Ито. Япония. Колдовство.

В обществе, пропитанном средствами массовой информации, поня­тия творчества или прогресса в искусстве превратились в иллюзии. Неудивительно, что такого рода радикальные идеи покоробили и многих фотографов, которые с помощью фотографии пытаются по­нять и описать мир. Чувство по-своему справедливой обиды под­держало и то, что многие из фотографов-постмодернистов наме­ренно и демонстративно отбрасывают выразительные возможности светописи, верой и правдой послужившие полтора века. Стоит ли досадовать, что многие посчитали постмодернизм еще одним ма­невром для достижения практических выгод в мире искусства.

И все-таки, несмотря на сказанное, подчеркивает Хэген, идеи и ус­тановки постмодернистов достигли ощутимого влияния в художест­венной фотографии. Все больше различных аспектов, характерных для постмодернистского стиля, проникают в практику растущего числа авторов: тут и использование богатого цветного освещения, и принятие неспешного взгляда на свои объекты, и широкое ци­тирование визуальных образов из смежных видов искусства.

О роли фотографии в культуре еще раз напомнила в юбилейном для нее году дискуссия о пределах художественного выражения и должного со стороны общества субсидирования фотопроектов.

За всеми этими спорами система поддержки фотографии растет и изменяется, и в подтверждение своего тезиса Чарльз Хэген приво­дит конкретные примеры из фотографической жизни Америки. Его прогноз на будущее вполне оптимистичен. В частности, он пишет о том, что современной фотографии оказывают все больше и боль­ше уважения. Ее больше не загоняют в маленькие фотогалереи со скудными денежными средствами, теперь снимки появляются на стенах престижных музеев и крупных художественных галерей.

В мире галерей и музеев фотография карьеру сделала, и это по­ложение вряд ли кто может поколебать. Не менее значительно, что в последние годы стали расти цены на фотографии на аукцио­нах: так никого уже не удивляет, что снимок продается за 50 ты­сяч долларов или больше.

Фотография привлекает возрастающее внимание критиков из эли­тарных художественных журналов: в каждом номере появляются крупные статьи и несколько рецензий, посвященных работам фо­тографов. Вместе с ощущением их важности в мире искусств при­шло и осознание интернационального характера фотографии.

И тем не менее споры среди фотографов продолжаются: о фото­графии и ее целях, получит ли развитие тот или иной стиль, что мы хотим, чтобы она делала, и что она может делать лучше всего. Ближайшие годы дадут новые ответы на эти вопросы.

Сокращенный перевод А. КУЗНЕЦОВА

Устали от размышлений, можем прогуляться и отдохнуть. Сейчас пройдите на 1xbet зеркало на сегодня главной букмекерской конторы в Беларусии. И сделайте ставки на спорт. А почему бы и нет. Вы можете выиграть любой денежный приз, который сами себе пожелаете в преддверии нового года. Чудеса случаются прямо здесь и сейчас.