Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Фотограф Джерри Улсмен.

Фотограф Джерри Улсмен. Без названия. 1996.

Фантастические работы Джерри Улсмена, волнующие и тревожащие нас, будоражащие наши сокровенные чув­ства. позволяют предположить, что хотя как человек он совершенно реален, как художник он отстаивает свою романтическую индивидуальность от посяганий реальности. Улсмен обладает редким даром увлекать без усилий. Как у всех подлинных худож­ников, его скрытым двигателем служит восторг, радость творчества, побуж­дающая его делить с другими свои переживания и замыслы. Зритель, сам того не замечая, идет туда, куда его ведет художник, и это уменье вести - ключ к успеху Улсмена. Он скорее прямо говорит, чем намекает, и его работы кажутся сродни той правдоподобной действительности, которая составляет суть фотографии. Все дело в том. что его работы отображают реаль­ное так своеобразно, что творческое видение художника кажется нам убе­дительнее самой действительности. Трудно найти другого фотографа его поколения, который бы так последова­тельно стремился использовать то, что Гийом Аполлинер называл вели­чайшим даром искусства - способность удивлять.

На заре фотографии людей восхищала таинственность самого процесса. Но в наше время это восхищение тайной и даже мистикой фотографического процесса распространилось на фото­графа. Он сделался главным персо­нажем творческой метаморфозы, в которой чувственное восприятие так сливается с механическим процессом, что фотоснимок становится произведе­нием искусства, а не просто зеркальным отражением объекта. Уже давно стало ясно, что кадр только условно ограничен, что содержание фотоснимка перерастает его рамки и говорит о таком множестве явлений, которое не поддается строгому учету. Творчество фотографа отражает не только его восприимчивость, наб­людательность и мастерство - оно передает некую духовную сущность, символ, перерастающий породившую его действительность.

В глубине каждого произведения искусства таится личность его творца. Подобно инстинктивным рывкам рож­дающегося звереныша, усилия худож­ника направлены на самоутверждение, самовыражение в искусстве. Каким трусливым выглядит то произведение, в котором его творец противопоставляет коллективный идеал собственному индивидуализму! Чтоб понять произ­ведение, нужно уметь увидеть за ним стремление художника найти и выразить самого себя. Жизнь Улсмена, его образ жизни и манеры, его человеческий облик, его творчество - все. что создает сложное понятие, именуемое личностью, оставляет одно общее впечатление, которое ощущается одновременно как тьма и как ослепительный блеск.

Фотограф Джерри Улсмен. Без названия. 1974.

Пятнадцать лет назад Джерри Улсмен был студентом Рочестерского техно­логического института. Тогда он еще не занимался фотографией, но уже выделялся среди своих товарищей- студентов своим живым чувством юмора, той веселой, бьющей через край жизнерадостностью, которая иногда кажется нам родственной чуда­коватости.

Чудаковатость не покинула Джерри и сегодня. Она не менее очевидна, чем остроумие, но гораздо комичнее. Она сказывается у него во всем - в манере говорить, в несколько эксцентричной одежде, в увлечении коллекцио­нированием безделушек, в фантастических письмах, где рукописные строки могут быть перемешаны с фотографи­ями, викторианскими поздравитель­ными карточками, зарисовками комических персонажей американских фильмов, символами мира и головами флоридских аллигаторов.

Фотограф Джерри Улсмен. Homage to Max Ernst.

Но в фотографиях Улсмена бытовой юмористики и потешных трюков нет: в своих работах он открывает нам более мрачные стороны своей личности. Трудно отказаться от мысли, что паясничаньем Улсмен стремится при­крыть скрытую тревогу - острый интерес к жизни и глубокие сомнения в ее смысле. Недаром интерес Улсмена к фотографии восходит к тому времени, когда он юношей открыл, что фотоаппаратом можно смягчить острые углы личных отношений. Он думал даже, что с помощью фотоаппарата - или фото­графии - он может существовать за гранью самого себя и только впослед­ствии понял, какой наивной была эта надежда. Джерри страстно любит жизнь, но за его пламенной жизнерадостностью кроется намерение хладнокровно отыскивать средства, наиболее наглядно отражающие человеческое состояние.

В этом он прекрасно отдает себе отчет. Хотя во всеуслышание Джерри заявляет о непричастности к своим творениям, ссылаясь на концепцию «открытия в процессе действия», в действитель­ности ему в высокой степени присуща уверенность мастерства и целе­устремленность творческого замысла.

Фотограф Джерри Улсмен. Tree Goddess, 1994.

Художник в наш век - так же. как и в былые эпохи - ощущает и демонстрирует присутствие бесплотной, сверхчувствен­ной силы, непрерывно воздействующей на наши эмоции. Художник - пережиток далеких эпох, уцелевший толкователь мистерий, последний приверженец идеи дуализма нашего мира, способный научить нас устанавливать связь с таинственным и обращать таинственное в правдоподобное. Благодаря своей способности постижения реального мира во всей его полноте, Улсмен так легко переступает его границы. Он разрушает действительность и на месте ее создает образы и формы, еще никем не виденные.

Сложная техника фотомонтажа как нельзя лучше отвечает этой цели. В ней Улсмен уподобляется алхимику.

Фотограф Джерри Улсмен.

Его изменчивые фотоизображения, в которых главную роль играет динамика медиумического порядка, родственны миру колдовства. Фотография для него не конец, но лишь Начало творческого процесса. Он фотографирует просто, быстро, без всяких ухищрений, от­кликаясь на все, что только подсказывает ему фотокамера. Не задумываясь или почти не задумываясь о конечных результатах, он экспонирует огромное количество пленки и тщательно хранит полученные негативы, заготавливая запас зрительных образов для следую­щего замысла.

В фотолаборатории Улсмен шаг за шагом монтирует изображение, экви­валентное тому, которое видит своим внутренним зрением. Создавая фото­монтаж, он сознательно повинуется прихотям воображения. Его творчество не обладало бы такой убедительностью, если бы не рождалось спонтанно. Поэтому он никогда не пользуется чужими негативами. Личная глубинная связь с полузабытым образом или событием, зафиксированным, быть может, несколько лет назад, связь, вынутая из запаса негативов, заново предстает перед светом сознания. Каждый отдельный шаг становится новым памятным моментом в жизни фотографа, свежим восприятием действительности, отходом от здравого смысла.

Фотограф Джерри Улсмен.

Если охватить взглядом все твор­чество Улсмена, нельзя не увидеть в нем непрерывного стремления овладеть всеми отдельными аспектами фото­графии, дабы в конечном итоге добиться неподдельной цельности. Ничто не упускается из виду; неудачи тоже играют важную роль, как часть борьбы: в наш век легких успехов борьба-то, вероятно, важнее всего!

По общему мнению, Джерри Улсмен - enfantterrible современного фотоис­кусства. Делая сознательные заимство­вания у Робинсона И Рейландера, двух непонятых фотографов прошлого столетия, он считает себя их последова­телем. Они комбинировали изображения из отдельных фрагментов различных фотографий, но под рукой Улсмена этот прием обретает усложненную и усовершенствованную форму. Робинсон и Рейландер использовали компоненты фотоизображения для создания объединяющей картины события или понятия в обычном ли­нейном пространстве и времени, Улсмен же в своем подходе к фотомонтажу использует одновременно меняющиеся системы понятия и события, чтобы отразить внутренние, нелинейные процессы мышления и чувства.

Фотограф Джерри Улсмен.