Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

В Стерлитамакской галерее открылась персональная выставка Джалиля Сулейманова «Атайсал»

В Стерлитамакской галерее открылась персональная выставка Джалиля Сулейманова «Атайсал»

7 ноября в Стерлитамакской картинной галерее открылась персональная выставка заслуженного художника Республики Башкортостан Джалиля Сулейманова, которую он назвал «Атайсал» (Земля предков). В экспозицию вошли 25 картин из собрания Башкирского государственного художенственного музея имени М. В. Нестерова и 18 работ из собрания автора. Но сам автор не смог присутствовать на открытии своей персональной выставки в Стерлитамаке.

Понятие «мастер» в полной мере отвечает характеру творчества Джалиля Сулейманова — одного из ведущих представителей башкирской школы живописи XXI века. Оно включает в себя такие присушке ему качества как философская глубина, высокая нравственность н профессионализм.

Джалилю посчастливилось родиться и вырасти в известной семье: его отец — крупный башкирский учёный-фольклорист Ахмет Мухаметвалеевич Сулейманов (1939-2016). Он не только изучал башкирское народное творчество, но и сам слагал кубаиры. История народа, его предания и мифы — всё это озвучивалось в семье, в трудах отца и, безусловно, формировало философско-романтическое мировосприятие молодого художника. Детство и юность Джалиля прошли в деревне Набиево Бурзянского района, в тон естественной деревенской среде, в которой соблюдались вековые традиции и устои. Этот мир навсегда вошёл в его душу и поэтически отразился в творчестве. Художник говорит: «Меня научили воспринимать культуру мира сквозь призму своего народа».

В Стерлитамакской галерее открылась персональная выставка Джалиля Сулейманова «Атайсал»

В 1995 году Джалиль окончил факультет изобразительных искусств Уфимского государственного института искусств. Его педагоги, выдающиеся художники Михаил Алексеевич Назаров (1927— 2019), Эрнст Миниахметович Саитов (1936-2004), Николай Леонидович Пеганов (1948-2006) способствовали развитию в ученике природного дарования колориста и рисовальщика. Затем он был принят в творческую мастерскую Российской академии художеств, которой руководил всемирно известный башкирский живописец, академик Российской академии художеств Ахмат Фаткуллович Лутфуллин (1928-2007). Творчество этого мастера, его наставничество ещё более укрепили целостность нравственно-философской позиции молодого живописца. Он говорит: «Мне всегда импонировало умение Лутфуллина, избегая этнографизма, выразить дух, внутренний мир народа». Джалиль стал достойным продолжателем традиций учителя, показав в своих полотнах непреходящую значимость нравственных начал башкирского народа. Но в отличие от Лутфуллина, воплощающего свои идеи в образах, посвященных конкретным людям и событиям, Сулейманов воскрешает чувства и эмоции, рождённые его памятью, поэтому они несут более обобщённый, символический смысл. Яркий тому пример — полотно «Тетя Зайнаб», прототипом образа которого стала родная тётя художника, женщина сильного характера, крепко державшая в своих руках весь семейный клан. Её строгий профиль вырисовывается на фоне гор и пластически сливается с ними в единое целое. Образ получил не только портретную трактовку, а воплотил размышления художника о духовной силе человека, живущего в мире суровой природы.

Рассказывая о себе, Джалиль говорит, что его память и чувства — всё из детства и юности. Для него познание мира идёт от этой памяти, от осмысления жизни его предков. «Атайсал (Земля предков)» — так он назвал самую обширную серию своих работ, и можно сказать, что всё его творчество посвящено этой теме. Это картины «Вечерняя мелодия», «Журавлиная песнь», «Кумыс», «Земля», «Тишина. Синие тени», «Полуденная молитва», «Степь», то переливающиеся золотым сиянием цвета и света с их мажорным, жизнеутверждающим звучанием, то волнующие своим драматизмом, то покоряющие откровенной декоративностью... Но в каждой из них, независимо от настроения и живописно-стилистических особенностей, открывается мир природы и органичность бытования в ней человека.

В Стерлитамакской галерее открылась персональная выставка Джалиля Сулейманова «Атайсал»

В каждом произведении Сулейманов создаёт индивидуальный художественный мир, выстраивая картину бытия, лишённую обыденности, в которой каждая деталь как код, несущий информацию о вечности мироздания и своеобразии традиционного жизненного уклада. Потрясает своей образной силой картина «Дед и внук». Её «режиссура» строится на контрасте величественной природы, погружённой в предгрозовое состояние, и двух маленьких людей, дедушки и внука, сидящих у подножия могучей лиственницы, защищающей их от непогоды. Этот контраст силы природы и желания человека защитить жизнь возведён художником в мощное драматическое звучание.

Ряд произведений, таких как «Сон у реки», написанных под влиянием мифологических преданий, дышит, как и многие его пейзажные композиции, первозданностью мироощущения. В сознании художника сложился образ овеянного легендами края — с могучими горами, простирающимися до самого неба и покрытыми вековыми лесами. Он часто обращается к этим мотивам, в том числе и к лиственнице, предстающей в его холстах то в момент торжеств жизни и красоты, то со следами ударов судьбы, но не сломленной.

Произведения Джалиля Сулейманова — это кубаиры в живописи, воплощающие его чувство неустанного восхищения красотой башкирского народа и природы. Они являют собой тот счастливый случай, когда в произведениях удачно сочетаются мысль, эмоция и настоящая живопись. Благородный колорит его полотен богат оттенками зелёных, сине-голубых, охристых красок. Самобытную выразительность им придаёт своеобразная лаконичная пластика с использованием элементов неопримитивизма и одновременно с тщательной живописной разработкой холста. Экспрессией линий, цвета он усиливает эмоциональную наполненность образов. Живописец нашёл свой изобразительный язык, созвучный стилистике XXI века и свидетельствующий о поступательном развитии традиций башкирской школы живописи.

НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ ДЖАЛИЛЯ СУЛЕЙМАНОВА

КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА ДЖАЛИЛЯ СУЛЕЙМАНОВА

Валентина Сорокина, искусствовед, главный хранитель Башкирского государственного художественною музея им. М.В. Нестерова,

заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии им. П.М. Третьякова, член Союза художников России

Сулейманов ДЖАЛИЛЬ АХМЕТОВИЧ (г.Уфа). ЖИВОПИСЕЦ. ПЕДАГОГ.

Заслуженный художник Республики Башкортостан (2011).

Лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Шайхзады Бабича (1998, Уфа).

Член Союза художников России с 1996 года.

Член творческого объединения «Артыш» с 1995 года.

Дипломант Союза художников России (2008, Москва).

Обладатель памятного юбилейного нагрудного знака «90 лет МВД по Республике Башкортостан» (2009, Уфа).

Обладатель Благодарности министра культуры РФ (2014, Москва).

Государственный стипендиат Министерства культуры РФ (2017, Москва).

Лауреат I степени Республиканской выставки-конкурса «История в искусстве» в номинации «Живопись» (1999. Уфа).

Лауреат I премии Республиканского конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства, посвящённое личности и подвигам Салавата Юлаева и его сподвижников, в номинации «Живопись» (2004, Уфа).

Дипломант IX Региональной выставки «Большая Волга — Искусство республик Поволжья 2004» (Саранск, Республика Мордовия). Обладатель Золотой медали Региональной выставки «Урал - X» (2008, Челябинск».

Лауреат Республиканской выставки-конкурса «Изобразительное искусство Республики Башкортостан» в номинации «Жанрово- тематическая живопись» (2008, Уфа).

Лауреат Республиканской выставки-конкурса изобразительного искусства, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в номинации «Живопись» (2010, Уфа).

Лауреат Республиканского конкурса изобразительного искусства, посвященного 200-летию  Победы в Отечественной войне 1812 года, в номинации «Живопись» (2011, Уфа).

Обладатель Золотой медали Межрегиональной выставки «Урал XI» (2013, Тюмень).

Лауреат Всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященного 100-летию образования Республики Башкортостан, в номинации «Станковая живопись», 2018 год, г. Уфа.

Родился в 1968 году в деревне Набиево Бурзянского района Башкирской АССР; отец - выдающийся учёный-фольклорист,

действительный член Российской академии гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Ахмед Мухаметвалеевич Сулейманов (1939-2016).

Специальное образование получил на факультете живописи (ныне факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне им. Загира Исмагилова; 1990-1995) и в аспирантуре Российской академии художеств при Уфимском государственном институте искусств (мастерская академика Российской академии художеств, народною художника СССР и РСФСР, заслуженного художника РБ, лауреата Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева А.Ф. Лутфуллина (1928—2007); 1995-1999).

Живёт и работает в Уфе.

Одни из инициаторов создания и организаторов творческого объединения «Артыш».

В 1995-2002 годах — преподаватель Республиканской художественной гимназии-интерната им. К.А. Давлеткильдеева, с 2002 гола преподаватель художественного отделения Уфимского училища искусств.

Участник пленэров, в том числе в 2009 году — на базе природного парка «Мурадымовское ущелье» в Кугарчинском и Зилаирском районах РВ.

С 1991 гола — экспонент республиканских, региональных, межрегиональных, всероссийских, международных, зарубежных и групповых выставок. Персональные выставки и авторские модули экспонировались в Уфе.

Произведения Д.А. Сулейманова хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, Галерее народного искусства «Урал» (оба — Уфа), Магнитогорской картинной галерее, Набережночелнинской картинной галерее (РТ), в частных собраниях в России и за рубежом (Великобритания, Германия, США, Югославия).

Автор персоналии: Светлана Игнатенко,

искусствовед, заместитель директора БГХМ мм. М.В. Нестерова по научной работе,

заслуженный деятель искусств РБ, член Союза художников России