Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Наши ветераны - художники Башкортостана

Храмов А. В. Башкирская деревня. Холст. Масло. 1974 год.

Пять лет войны и шестьдесят девять лет мирной жизни, наполненной неутомимым трудом — такой путь проделали наши славные фронтовики и ветераны тыла. Мы отдаем им дань нашей бесконечной благодарности, уважения, признательности, желаем им здоровья и добра! Мы вспоминаем сегодня их боевые и трудовые подвиги.

Владимир Павлович Пустарнаков — живописец, всегда по-военному подтянутый, деловитый, четкий. Ему выпала судьба служить в матушке-пехоте. Гвардии лейтенант 92-го Гвардейского стрелкового полка Степного, II Украинского фонтов он командовал пулеметным взводом, не раз держал с ним оборону на передовой от Воронежа до Кременчуга. Стойко держалась пехота, теряя бойцов, уцелевшие отходили на переформирование и вновь — в бой. Холодной осенью сорок третьего несколько раз форсировали Днепр, на третий раз удалось закрепиться на стратегической высоте. Владимир Павлович получил тяжелое ранение — осколком пробило легкое.

Почти год — по госпиталям. В 1945 году приписан к Ульяновской учебной дивизии, здесь формировались новые маршевые роты, уже были готовы выступить, но наступил май сорок пятого. Еще в юношестве мечтавший стать художником В. П. Пустарнаков в 1946 году поступает в группу демобилизованных при комитете по делам искусств Министерства культуры СССР. В 1946 году возвращается в Уфу, работает учителем рисования в школе и одновременно упорно занимается живописью, рисунком, участвует на выставках. Две основные темы проходят через все творчество художника — тема величественной красоты родной уральской природы и пережитая тема войны. Автобиографично его полотно «Прифронтовой эвакогоспиталь» (1985 г.).

Пустарнаков В. П. Прифронтовой госпиталь. Холст. Масло. 1985.

Пустарнаков В. П. Прифронтовой госпиталь. Холст. Масло. 1985.

 

«Мне хотелось показать в картине последствия всех войн — больших и малых», — говорит Владимир Павлович. А последствия всегда одни — разрушенные города, сожженные деревни, искалеченные люди. При всей тщательной детализации изображенного автор проводит в полотне обобщающую идею высокого нравственного звучания о силе, достоинстве, мужестве русского человека. Эпической силой наполнены пейзажные работы мастера с их безбрежными просторами земли и неба, с их бесконечной любовью к жизни.

Гумеров Р. Г. Переправа через Березину. Холст. Масло. 1944.

Гумеров Р. Г. Переправа через Березину. Холст. Масло. 1944.

Старейшина башкирского изобразительного искусства Рауль Гатауллович Гумеров член Союза художников с 1937 года, интересно заявивший о себе как график и живописец еще в предвоенные годы, никогда не предполагал, что ему придется осваивать многие военные профессии, столько пережить на войне. Уже в первые ее месяцы рядовой пехотинец, затем связист артиллерийского полка Гумеров попадает в Белоруссию. Жестокие бои с превосходящими силами противника, полк окружен, отрезан от своих. Двадцать восемь дней оставшиеся немногие солдаты прорывались к своим, уже шел снег, приходилось переплывать через ледяную реку. Оборванные, голодные, обессиленные наконец вышли из кольца окружения. В 1942 году старший сержант Гумеров получает медаль «За оборону Москвы», здесь он сражался в танковой бригаде. В 1943 году он командует взводом 74-го минометного полка под Смоленском, Витебском, в Белоруссии, где развивалось упорное наступление советских войск.

Гумеров Р. Г. Освобожденный Смоленск. 1944.

Гумеров Р. Г. Освобожденный Смоленск. 1944.

С ними он дошел до Кенигсберга, где встретил окончание войны. А затем, ночью полк погрузили в вагоны и после почти месячного путешествия он прибыл на Дальний Восток. Гумеров участвовал в боевых действиях в войне с Японией. В экспозиции выставки представлены фронтовые рисунки художника. Рассказывая о себе, он замечает, что война — это не только бои и бомбежки, это и человеческое общение, и дружба, короткие минуты отдыха и иногда счастливая возможность заняться любимым делом — рисованием. Ему художник отдал все последующие годы жизни. Рауль Гатауллович — прирожденный рисовальщик, свой талант он в полной мере воплотил в книжной иллюстрации, которую избрал для себя главным делом. Почти за пятьдесят лет творческой деятельности он оформил множество художественной, политической, детской литературы, и, пожалуй, не было и нет в башкирской графике художника, который бы с таким знанием, любовью, выдумкой иллюстрировал башкирские народные сказки.

Добровольцем ушел на фронт Константин Александрович Головченко. При форсировании Днепра под Киевом был тяжело ранен, вышел из госпиталя инвалидом. В числе боевых наград художника орден Отечественной войны I степени. Закончив Уфимское училище искусств в 1950 году, работал театральным художником в Чите, Благовещенске-на-Амуре, Хабаровске, Бийске, Севастополе. В 1968 году вернулся в Уфу, где много лет трудился в художественном фонде и постоянно работал творчески. На выставках часто появлялись его картины о войне, портреты ее участников. В последние годы все большее место в творчестве К. А. Головченко занимает тема мирного пейзажа родины.

Головченко К. А. Утро на нефтепромыслах. Холст. Масло. 1976.

Головченко К. А. Утро на нефтепромыслах. Холст. Масло. 1976.

Биография Григория Михайловича Круглова — солдата и художника начиналась на Дальнем Востоке, где он проходил военную службу и посещал изостудию при военном округе в 1944 году. С момента начала боевых действий на Японском фронте он был радистом полка связи, участвовал в освобождении Маньчжурии, Кореи, за что имеет высокие награды. Главным делом Круглова-художника стала его шефская работа над селом. Совместно с художником Г. С. Мустафиным они создали в 60-х годах галерею портретов передовых тружеников Ермекеевского района. В последние десятилетия творческая дружба объединяет Григория Михайловича с тружениками Кармаскалинского района, портреты которых украшают районный дом культуры. Жизни села посвящена, в основном, жанровая, портретная живопись художника.

Продолжение следует: Наши ветераны - художники Башкортостана

Валентина Сорокина