Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

О фотографии. Сонтаг Сьюзен.

О фотографии. Сонтаг Сьюзен.

Коллекция эссе Сьюзен Сонтаг «О фотографии» впервые увидела свет в виде серии очерков, опубликованных в New York Review of Books между 1973 и 1977 годами. В книге, сделавшей ее знаменитой, Сонтаг приходила к выводу, что широкое распространение фотографии приводит к установлению между человеком и миром отношений «хронического вуайуризма», в результате чего все происходящее начинает располагаться на одном уровне и приобретает одинаковый смысл. Главный парадокс фотографии заключается, согласно Сонтаг, в том, что человек, который снимает, не может вмешаться в происходящее, и, наоборот, - если он участвует в событии, то оказывается уже не в состоянии зафиксировать его в виде фотоизображения.

Все началось с одного эссе – о некоторых эстетических и моральных проблемах, возникших в связи с вездесущностью фотографических изображений; но чем больше я думала о том, что такое фотография, тем более сложными и увлекательными представлялись эти проблемы. Так что из одного эссе вытекало другое, а потом (к моему удивлению) еще одно. Получилась цепочка статей о значении и развитии фотографии, которая завела меня так далеко, что соображения, очерченные в первой, продолженные и задокументированные в последующих, можно было суммировать и расширить более теоретическим образом – и на этом остановиться.

Первоначально статьи были опубликованы в «Нью-Йорк ревью оф букс» (в несколько ином виде) и, наверное, никогда бы не были написаны, если бы мою одержимость фотографией не поощряли редакторы, мои друзья Роберт Силверс и Барбара Эпстайн. Я благодарна им и моему другу Дону Эрику Ливайну за бесконечные терпеливые советы и безотказную помощь.

Данное издание осуществлено в рамках совместной издательской программы Центра современной культуру «Гараж» и ООО «Ад Маргинем Пресс».

Долгое время фотография оставалась для меня самым непонятным из искусств: уж очень эфемерны тут критерии качества и мастерства, сложно развести творческое и техническое, нет как таковых понятий "направление", "школа", "стиль", "подлинник", и слишком многое зависит от случая. Парадоксальным образом каноническая книга Сьюзен Сонтаг сняла многие вопросы – и поставила много новых. Наверное, так и задумывалось – чтобы "подхлестывать мысль".

OZON.ru - Книги | О фотографии | Сьюзен Сонтаг | On photography | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-91103-133-6, 978-5-91103-136-7, 978-5-91103-149-7 О фотографии | Сьюзен Сонтаг | On photography | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-91103-133-6, 978-5-91103-136-7, 978-5-91103-149-7

В этих шести эссе – размышления о фотографии и вокруг фотографии: об обществе, о свободе, о времени, о важности исторического и эстетического контекста. Сонтаг пишет о фотографии как об изобразительном искусстве, далеко отошедшем от живописи по направлению к литературе; которое ближе всего к поэзии. Она размышляет о том, как фотографическое видение раздвинуло границы восприятия красоты, теперь все заслуживает быть сфотографированным, о переменчивости вкусов и моды, создающих миф и клише, о сущностном конфликте между формализмом и гуманизмом. Тут же антология споров вокруг вопроса: является ли фотография искусством в принципе и какие цели должна преследовать. Нравственные или эстетические? Служить красоте, самовыражению или правде, беспристрастному отображению действительности? Главное – о непростых отношениях с реальностью, которую фотографическое изображение документирует (но не объясняет), эстетизирует, интерпретирует, искажает и, в конечном счете, присваивает – так как реальность существует в настоящем времени, ею нельзя обладать, а фотография – это всегда прошедшее, всегда уходящая натура – это способ владеть прошлым, инструмент памяти на физическом носителе.

Тексты Сонтаг непростые: напористая проза, пластичный язык, упругая мысль и барочное изобилие поводов к размышлению, так что кажется – не объять; это в большой степени и литературная критика, так как зачастую проблемы фотографии рельефнее проступают в свете творчества Уитмена, Пруста, Бальзака, других. С одной стороны, суждения Сонтаг всегда категоричны, и получается крайне субъективное повествование; с другой – по прочтении остается ощущение открытого финала: "О фотографии" поднимает широкий круг вопросов, но не предлагает ни готовых ответов, ни окончательных выводов.

Тот самый случай, когда книга нас всех переживет и еще и на похоронах простудится.

Скачать книгу - О фотографии. Сонтаг Сьюзен.

Смотрите также другие материалы:

Михалкович В. И. Стигнеев В. Т. Поэтика фотографии.

Искусство фотографии: сила композиции. Эксель Л.

Творческая фотография. С. А. Морозов.