Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Новые поступления – дары 2012 года. К 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Л. В. Туржанский. Зимний этюд с лошадьми. Картон. Масло. Размеры: 30 х 36.

В юбилейном 2012 году собрание  Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина было пополнено выдающимися произведениями русского искусства XIX-XX веков, которые преподнесли в дар музею московские коллекционеры и их родственники: Дмитрий  Петрович Покаржевский,  Владимир Андрианович Ленивцев, Александр Сафронович  Березин,  Наталья Борисовна Волкова.

Небольшой, но значительный дар произведений живописи был преподнесен музею Дмитрием Петровичем Покаржевским в память об отце художнике, академике Петре Дмитриевиче Покаржевском (1889-1968). Одновременно с активным творчеством и преподаванием в МГХИ им. В.Сурикова П.Д. Покаржевский был и увлеченным коллекционером, причем его коллекции – живописи, камней, насекомых – были очень важны для его творчества. Жемчужиной живописной коллекции Покаржевских, безусловно, является «Портрет А.В. Сапожникова» кисти известного русского художника Валентина Серова. Фабрики товарищества А. и В. Сапожниковых долгое время занимали в России первое место по производству парчовых и шелковых тканей, а благодаря  родству с купеческими семьями Алексеевых, Мамонтовых, Якунчиковых и Поленовых, Сапожниковы были знакомы со многими художниками, часто бывавшими у Мамонтовых в Абрамцево.

В 1900 году  прославленный мастер «психологического портрета» Валентин Серов создал портрет одного из сыновей Владимира Григорьевича – Александра, который  умер молодым.  В память о нем его сестрой Елизаветой был заказан данный портрет, исполненный художником по фотографии. Как пишет в одной из своих книг И.Э. Грабарь, «для свето - теневых моделировок данного портрета Серову позировала заказчица и, позже, владелица портрета – Елизавета Владимировна Сапожникова». Творчество Валентина Серова и его преподавательская деятельность повлияли на формирование мастерства многих художников 1920 – 1940-х годов. Среди них был Леонард Туржанский (1875-1945), один из ведущих художников 1920 – 1930-х годов, гармонично соединявший в своих картинах пейзаж и анималистические изображения. В собрании Петра Дмитриевича Покаржевского имеется несколько работ этого мастера.   

И.И. Машков. Купальщицы на реке. 1923 год. Холст. Масло. 48 х 46,6.

И.И. Машков. Купальщицы на реке. 1923 год. Холст. Масло. 48 х 46,6.

Произведения Леонарда Туржанского также  входят  в собрание художника и коллекционера Владимира Андриановича Ленивцева. Ученик П. Д. Покаржевского,  Владимир Андрианович, как и его учитель, собрал небольшую коллекцию живописи художников-реалистов московской школы 1920 – 1930-х годов. Два произведения он преподнес в дар нашему музею. Это «Зимний пейзаж с лошадьми» Леонарда Туржанского и  «Сборы на охоту» Алексея  Степанова, одного из талантливых и популярных художников-анималистов первой трети ХХ века. В своих работах Алексей Степанов (1858-1923) продолжает традиции русской пленэрной живописи,  передавая особую поэзию природы. Так, в картине «Сборы на охоту» пейзаж и бытовая сцена, изображенная в центральной части произведения, гармонично сосуществуют. Будучи учеником Алексея Степанова,  Леонард Туржанский часто включал в свои произведения изображения животных (особенно лошадей). Примером такой работы служит «Зимний пейзаж с лошадьми», представленный на выставке. 

П. Д. Покаржевский. Солнечный Гурзуф. 1960-е. Картон. Масло. 50 х 70.

П. Д. Покаржевский. Солнечный Гурзуф. 1960-е. Картон. Масло. 50 х 70.

Произведения из щедрого дара художника и коллекционера Александра Сафроновича  Березина  станут великолепным дополнением собрания русской живописи и графики первой половины XX века. В частности, рисунок обнаженной женской фигуры (1910-е годов) и пейзаж «Купальщицы» (1923) Ильи Машкова являются первыми произведениями этого выдающегося мастера, члена общества «Бубновый валет», в собрании Отдела личных коллекций.

Кроме того, А.С. Березин передал в дар музею  акварель Татьяны Мавриной, офорты Георгия Верейского и Ивана Павлова, рисунок Петра Староносова, которые также представлены на выставке.

Еще одним уникальным даром юбилейного года является дар Натальи Борисовны Волковой, вдовы Ильи Самойловича Зильберштейна, инициатора создания Музея личных коллекций. Это первое издание трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» с авторской надписью поэту Евгению Баратынскому.

В. А. Серов. Портрет А. В. Сапожникова. 1900–1901. Холст. Масло. 70 х 53.

В. А. Серов. Портрет А. В. Сапожникова. 1900–1901. Холст. Масло. 70 х 53.

Всего на выставке «Новые поступления» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено более 20 произведений живописи, графики 1900–1960-х годов известных художников: Валентина Серова, Ильи Машкова, Леонарда Туржанского, Алексея Степанова, Сергея  Иванова, Татьяны Мавриной, Георгия Верейского, Ивана Павлова, Петра Покаржевского.

Дары московских коллекционеров, представленные в рамках выставки новых поступлений в Отделе личных коллекций, чрезвычайно важны для ГМИИ им. А.С. Пушкина. Они не только  дополняют собрание русской живописи и графики первой половины ХХ века, но и демонстрируют щедрость московских собирателей, являются свидетельством их любви и уважения к Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, его истории и сегодняшней деятельности.