Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Повышаем резкость фотографий при использовании телеобъектива

Повышаем резкость фотографий при использовании телеобъектива

Телеобъектив, пожалуй, один из самых первых объективов, который начинающие фотографы приобретают в начале своего пути. А все потому, что телеобъективом можно снимать в различных жанрах фотографии. Съемка на больших расстояниях – главное преимущество этих линз, они хорошо подходят для фотосъемки в жанрах спортивного репортажа, фотографии дикой природы (натурализм) и многих других.

Но при использовании длиннофокусных объективов возникает одна, но очень значимая проблема, которая мешает начинающим фотографам получить качественные резкие фотоснимки. Малейшая дрожь или вибрация фотокамеры конвертируется в размытые (мыльные), не резкие изображения.

Сегодня хочу поделиться с вами советами, которые помогут усовершенствовать технику фотосъемки с телеобъективом и получить качественные резкие фотографии.

Приоритет выдержки.

Как уже было сказано выше, самый главный враг длиннофокусного объектива – дрожание фотокамеры во время спуска затвора. Редко кто может удерживать камеру неподвижно в течение даже короткого отрезка времени. Но даже если человек обладает «твердой рукой», не всегда удается получить резкие фотографии. И здесь на помощь может прийти режим фотосъемки «Приоритет выдержки», самый простой и действенный способ. Тут надо знать простое правило: размер выдержки должен как минимум равняться обратной величине фокусного расстояния, а в идеале превышать его. Например: у вас 300-миллимитровый объектив. В данном случае вам понадобится выдержка как минимум 1/300 секунды, а в идеале еще быстрее, то есть 1/450 и так далее.

Длиннофокусный объектив (телеобъектив)

Но при этом необходимо не забывать про «эффективное фокусное расстояние» (EFL), то есть учитывать кроп-фактор вашей фотокамеры  объектива. Если вы снимаете не полнокадровой камерой, то ваш датчик меньше полнокадрового датчика на определенную величину. А значит «эффективное фокусное расстояние» объектива увеличивается на туже величину. Например: кроп-фактор вашей камеры составляет 1,6, объектив 300-миллиметров. Значит «эффективное фокусное расстояние» объектива будет составлять 480 миллиметров и поэтому вы должны выбрать выдержку в размере не быстрее чем 1/480 секунды.

Использование штатива

Еще один очень простой способ избежать размытия изображения при фотосъемке. Кроме того, использование штатива позволит получить определенную гибкость в выборе выдержки при фотосъемке статичных объектов. Хотя предыдущее правило никто не отменял, если вы хотите получить действительно резкие фотографии. Кроме того, после долгого матча, или прогулке по красотам окружающей вас природы, ваши руки будут точно дрожать, а штатив или монопод будет держать вашу фотокамеру также  ровно, как и в начале дня.

Благородный олень.

Снимок сделан 340 мм объективом (510 мм EFL), f/5.6, ISO2500, 1/320. При съемке использовался штатив, который гарантировал получение резкого снимка даже при такой выдержке.

Современные модели телеобъективов не редко намного тяжелее самой камеры и снабжены специальным креплением, с помощью которого и крепятся к штативу. Но это сделано лишь только для того, чтобы сбалансировать конструкцию, по всем законам физики при образовании рычага фотокамера будет дрожать.

Manfrotto 293 telephoto lens support.

Manfrotto 293 telephoto lens support.

Поэтому некоторые производители начали выпускать специальные кронштейны для устранения вибрации, в результате чего фотоаппарат с длиннофокусным объективом стал более стабилен при съемке (смотрите изображение ниже).

Стабилизация изображения

Большинство современных телеобъективов снабжены функцией стабилизации изображения (IS или VR), которая  может помочь при съемке с рук. Но не забывайте отключать ее в случаях, когда снимаете со штатива.

Приоритет диафрагмы

Все мы знаем две вещи: чем больше открыта диафрагма, тем большую величину выдержки мы можем использовать; чем больше закрыта диафрагма, тем больше глубина резкости. Поэтому, чтобы найти правильное компромиссное решение при съемке конкретного сюжета необходимо знать две вещи:

Фотография орла

Здесь, несмотря на то, что снимок сделан с диафрагмой f/9.0, можно увидеть, что это не дало достаточной глубины резкости, чтобы запечатлеть орла полностью резким.

а) дифракция – не простое понятие, но сводится к простому явлению. Световые волны, проходящие через оптику объектива рассеиваются. В результате чего снимки получаются не резкими. Чем больше открыта диафрагма, тем больше этот эффект проявляется. Поэтому, при фотосъемке, необходимо использовать большую величину диафрагмы, например 5,6,  6,3 или 7,1;

б) обеспечение достаточной глубины резкости - это ключевой момент в фотографии. Мы часто снимаем с широко раскрытой диафрагмой лишь для того, чтобы выделить объект фотосъемки и отделить его от заднего фона. Простыми словами – размываем задний фон. Но здесь надо помнить одну вещь, чем больше открыта диафрагма и чем ближе находится объект фотосъемки, тем меньше глубина резкости. Не редко можно увидеть портрет, где глаза человека идеально резки, а вот ухо может быть размыто. Это надо учитывать.

В данном случае на помощь фотографу приходят приложения для мобильных устройств и сайты в Интернете, с помощью которых можно рассчитать величину глубины резкости для каждой конкретной величины фокусного расстояния в зависимости от расстояния до объекта фотосъемки. С помощью приложений вы можете легко рассчитать какая минимальная величина апертуры необходима для обеспечения достаточной глубины резкости.

Высокое ISO

Не бойтесь использовать высокие ISO. Натурализм и спортивная фотография всегда заставляет вас делать сложный выбор между выдержкой и диафрагмой. И для того, чтобы получить достаточную величину выдержки, которая заморозит движение и нивелирует последствия вибрации фотокамеры при оптимальных настройках диафрагмы, не редко приходится жертвовать настройками ISO. Возможно, при выборе достаточно высокой величины светочувствительности, на снимке появится нежелательный цифровой шум. Но лучше иметь интересный резкий снимок с наличием шумов (который можно удалить в процессе пост-обработки), чем вообще ничего.

Использование телеконвертора

Еще одно детище современных технологий телеконвертор – устройство, способное из вашего бюджетного объектива сделать достаточно мощный телеобъектив. Сейчас в продаже встречаются телеконверторы, которые способны увеличить фокусное расстояние объектива в 1,4 или 2 раза.

Красная куропатка на закате.

Красная куропатка на закате. Снимок сделан при следующих настройках: 300 мм (450 мм EFL), F/5, ISO4000, 1/125, использовался штатив. Даже при ISO 4000, скорость затвора всего 1/125 секунды, но использование штатива привело у не плохому результату.

Но тут надо понимать, что используя телеконвертор, вы увеличиваете возможность своей камеры в плане дальности съемки, но снижаете гибкость в настройках диафрагмы. Устанавливая телеконвертор на фотоаппарат, сразу же прибавляйте к величине максимально возможной открытой диафрагмы одну ступень. Кроме того, автофокус начинает работать медленнее и не точно вследствие ограничения потока света.

Поэтому не сильно надейтесь на получение резких фотографий при съемке с использованием телеконвертора и бюджетного объектива. Для данного случая вам изначально необходим достаточно хороший, светосильный объектив, который в свою очередь стоит не малых денег.

Резюме

В целом, все здесь рассказанное всего лишь на всего мои наблюдения и размышления о том, как улучшить качество изображений при фотосъемке с телеобъективом. Надеюсь, из этой статьи вам стало понятно, что чудес не бывает, получая преимущество в одном, нам обязательно надо жертвовать чем-то другим. Но все решаемо, если использовать правильные настройки фотоаппарата.

Если вы имеете опыт работы с длиннофокусным объективом и у вас есть свой взгляд на технику работы с ним, не стесняйтесь, пишите в комментариях и мы все обсудим.