Живопись. Фотография. Дизайн.

Switch to desktop Register Login

Главные работы Ильи Репина

Главные работы Ильи Репина

В письме к Ивану Крамскому художник Илья Репин признавался: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». Он писал бурлаков и царей, гениев и безымянных крестьян, важных сановников и простой народ — всю многоликую и кипучую действительность. Ко дню рождения художника вспоминаем его главные картины.

«Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины»

Знаменитых «Бурлаков» Репин написал под влиянием поразившей его встречи: на прогулке по нарядной набережной Невы он впервые увидел ватагу оборванцев, тянувших тяжелую барку. Контраст между «страшными чудищами» с по-детски добрыми улыбками и «ароматным цветником господ» так поразил художника, что он отправился на Волгу — рисовать этюды и наброски.

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1870–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1870–1873 годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Бурлаки в изображении Репина — не размытая темная масса, а народная коллекция типов и характеров, ведь каждый из одиннадцати героев картины наделен индивидуальными чертами. Впереди расстрига Канин с лицом древнегреческого философа, за ним — могучий бывший боец-бородач и Илька-матрос, высокий юный Ларька в красной рубахе, то ли скидывающий, то ли поправляющий лямку, а позади — улыбающийся бурлак в добротной рубахе и сапогах. Трудяги и халтурщики, старые и молодые, они монументально движутся из глубины картины прямо на зрителя сквозь солнечный и яркий мир.

В духе импрессионизма: ночная жизнь Парижа

Илья Репин. «Парижское кафе», 1875 год, частная коллекция © Public domain

Илья Репин. «Парижское кафе», 1875 год, частная коллекция © Public domain

Получив стипендию Академии художеств, Репин едет в Париж. Там он знакомится с творческой манерой импрессионистов и вольным образом жизни французской столицы. Под впечатлением от увиденного художник, уже прославившийся как автор «Бурлаков на Волге», пишет неоднозначную картину «Парижское кафе».

Критики негодовали: от Репина ждали продолжения народной темы и обличения социальной несправедливости, а он выбрал легкомысленный, если не сказать пошлый, сюжет — двусмысленную сценку в городском кафе. Даже друг и товарищ по искусству Иван Крамской, признавая возможность существования подобного сюжета, подчеркивал в письме к Репину, что он «не для нас».

В центре картины — одинокая дама полусвета, красавица с соболиными бровями в черном кружевном туалете, которая осмелилась появиться одна на публике. Вокруг нее художник выстраивает мизансцену, акцентируя внимание на реакции посетителей кафе: чопорный англичанин в цилиндре и с пенсне возмущен, его спутник-парижанин даже не удивлен, господин за столиком загляделся на красотку, а кто-то продолжает читать газету.

Похожие сюжеты позже станут классикой импрессионизма, их будут разрабатывать Эдуард Мане и Пьер Огюст Ренуар. А пока русская общественность скандализирована темой, а французы — тем, что художник, вопреки правилам, осмелился выставить картину в парижском Салоне. В июне 2011 года на аукционе Christie’s картина «Парижское кафе» была продана за 7,4 млн долларов.

«Правда жизни выше всего»: что происходит на крестном ходе

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии», 1881–1883 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии», 1881–1883 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Во время поездки в родной Чугуев Репин задумывает картину, посвященную традиционному крестному ходу. Однако и в этот раз не обошлось без скандала, ведь художник не стал приукрашивать действительность, а написал правдивую живописную поэму о народной жизни. Среди семи десятков персонажей место нашлось всем: священникам и нищим, конным жандармам, уряднику с нагайкой и измученной жарой дородной помещице, купцам и странницам-богомолкам, важным господам и мальчику-горбуну. Вера, манерность, ханжество, равнодушие и фанатизм смешались в многообразии показанных характеров, создав единую картину народа.

Толпа шумит, молится, кричит, жалуется, демонстрирует искреннее или показное благочестие и словно движется на зрителя, поднимая тучи пыли жарким летним днем. Жажда чуда, истовая вера, усталость, отупение, воодушевление, покорность и равнодушие — Репин создал целый калейдоскоп лиц и характеров. По легенде, когда купивший картину Третьяков посоветовал художнику заменить крестьянку с пустым киотом на прекрасную молодую девушку, Репин ответил: «Для меня выше всего правда». Действительно, много ли встретишь в толпе красивых лиц.

«Дух истории»: самая известная историческая картина Репина

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картина стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Репин действительно взял сюжет из истории, но внимание художника сосредоточено не столько на исторических фактах, сколько на переживаниях и чувствах героев. Поводом для создания картины стало убийство императора Александра II и последующая расправа над заговорщиками. Будучи в ужасе от происходящего, художник пытается осмыслить кровавую действительность через историю.

Репину удалось с невероятной силой передать мысль о нечаянности убийства и раскаянии Грозного в содеянном. Насыщенный багровый колорит, тревожный свет и темная палитра подчеркивают трагическое звучание сцены детоубийства. Лицо умирающего царевича почти иконописно: в нем нет гнева, лишь смирение и прощение. Образ грозного царя выражает ужас, в его глазах — непонимание происходящего и безумие. Испачканный кровью сына, он безнадежно пытается зажать рану на его виске. На переднем плане виден отброшенный царский посох — орудие убийства. Картина отражает размышления Репина о преступности убийства одним человеком другого, о моральной невозможности нарушить заповедь «не убий».

Драматическая картина из русской истории сразу обратила на себя внимание публики и даже подверглась цензуре — ее сняли с выставки и запретили купившему ее Павлу Третьякову показывать работу публике. Впоследствии на произведение Репина будет совершено два покушения, последнее — в мае 2018 года. Реставрация уже завершена, однако увидеть картину в Третьяковке можно будет не раньше начала 2023 года — это связано с изготовлением антивандальной капсулы.

«Лицо, душа человека, драма жизни»: мастерство Репина-портретиста

Илья Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Илья Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Илья Репин был признанным мастером портрета: он создал десятки образов «лучших людей России», делая акцент на изображении, по отзыву критика Владимира Стасова, «творческой мысли великого человека». Портреты его работы исполнены тонкого психологизма и виртуозного мастерства. Он не льстит героям, но словно передает их мысли и движения души.

Один из наиболее известных портретов кисти Репина — предсмертное изображение композитора Модеста Мусоргского. Он был написан всего за четыре сеанса, в госпитале, где лечился композитор, фактически «перед лицом вечности». Художник не скрывает признаков болезни, но акцент делает на выражении лица друга — измученного физически и в то же время полного достоинства. Ни зеленый больничный халат, ни белые стены, ставшие фоном для портрета, не перевешивают выразительно-вопрошающего взгляда человека, уже перешагнувшего черту между жизнью и небытием.

Эскизы картины утверждал сам император

Илья Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Илья Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Репин не отказывался и от государственных заказов. Одной из знаковых для него стала картина, предназначенная для зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце. Ее размеры поражают — над холстом 4 на 8 метров художник и его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов трудились три года. На картине восемьдесят одна фигура, в том числе император Николай II, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, граф Сергей Витте и другие члены совета. Интересно, что Николай II изображен дважды — он сидит под собственным парадным портретом.

По условиям договора, эскизы художник должен был согласовывать с императором.

Работая над картиной, Репин и его помощники создали многочисленные этюды и портреты отдельных персонажей, ценные как образцы живописной техники alla prima, то есть созданные за один сеанс. В них ярко проявилась свободная, почти импрессионистическая манера письма Репина. Помимо этого, художник получил разрешение присутствовать на заседаниях и делать фотографии. Так Репину удалось создать не только грандиозную картину, но и правдивый исторический документ.

На закате своих дней Илья Репин писал: «Прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы…».

Художник, которого современники называли гением, за почти семидесятилетнюю творческую жизнь создал более тысячи картин в разных жанрах.