Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского

Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского

Новочеркасский музей истории донского казаче­ства обладает самой большой коллекцией произведений выдающегося художника-передвижника Николая Никаноровича Дубовского. Среди русских пейзажистов конца XIX — начала XX сто­летия имя Н.Н. Дубовского было одним из самых популярных. Ярко заявив о себе в 1884 году на 12-й выставке Товарищества передвижных худо­жественных выставок (ТПХВ) картиной «Зима», он становится непременным участником всех по­следующих, показав там более 700 своих работ. Его произведения высоко ценят В.В. Стасов, И.Е. Репин, П.М. Третьяков, который приобретает для галереи в Москве такие замечательные по­лотна художника, как «Зима» (1884), «Ранняя весна» (1886), «Притихло» (1890), «На Волге» (1892), «Сумерки» (1897), «Тихий вечер» (1898).

В 1898 году Императорская Академия художеств избирает Дубовского академиком пейзажной живописи, в 1900-м —действитель­ным членом Академии, в 1908-м — членом Ака­демического совета. В 1911 году его приглаша­ют занять место профессора — руководителя пейзажной мастерской. После смерти Н А. Яро­шенко в 1898 году Дубовской, пользовавшийся особым доверием своих товарищей-художников, фактически возглавляет ТПХВ. Во многом благо­даря ему оно не распалось и продолжало ак­тивную деятельность не только до революции, но и в первые годы советской власти, достойно сохранив реалистические традиции.

Художник-передвижник Николай Никанорович Дубовский

Художник-передвижник Николай Никанорович Дубовский

Николай Дубовской ро­дился 5 декабря 1859 го­да в Новочеркасске, в семье потомственного казака Нижне-Курмоярской станицы. И хотя с ранних лет он проявлял живой интерес к рисованию, ему по традиции была угото­ваны судьба военного. Однако по окончанию Киевской Владимир­ской военной гимназии Николай Дубовской добивается разреше­ния у отца и поступает в Петер­бургскую Академию художеств — сначала вольнослушателем, а за­тем переводится учеником в класс пейзажной живописи профессора М.К. Клодта. Успешно пройдя курс обучения и выйдя на конкурс, он, тем не менее, в 1881 году отка­зывается писать дипломную кар­тину по заданной программе и покидает Академию, повторив сво­им поступком знаменитый «бунт четырнадцати», демонстративно ушедших из Академии художеств в 1863 году во главе с И.Н. Крам­ским. Написанные Дубовским на свободную тему пейзажные карти­ны «Перед грозой» и «После дождя» академическим советом приняты не были, зато, будучи показанными в том же году на выставке Общества поощрения ху­дожников, удостоились премий.

Демократичность взглядов и убеждений художника приводят его в лагерь передвижников, где он получает поддержку, а его твор­чество — быстрое признание. Его первым из плеяды молодых худож­ников (А.Е. Архипов, И.И. Леви­тан, В.А. Серов, А.М. Васнецов) принимают в члены ТПХВ (1886).

Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского

Дубовской вместе с Левитаном и другими молодыми передвижни­ками был создателем того направ­ления в русской пейзажной живо­писи, которое получило потом название «пейзаж настроения». Программным произведением Дубовского в этом плане стала карти­на «Притихло». Показанная на 18-й передвижной выставке 1890 года, она сразу же получила едино­душную оценку и признание. Уз­нав о том, что еще до открытия выставки в Петербурге картина была приобретена царем для Зим­него дворца, П.М. Третьяков зака­зывает художнику ее повторение для своей галереи в Москве. «При­тихло» — и теперь самое извест­ное произведение Дубовского.

На каждой передвижной вы­ставке появляются новые работы Дубовского, ставящие его в один ряд с такими русскими пейзажиста­ми, как И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, Б.Д. Поленов. Особо отмеча­лись тогдашней критикой его произведения «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льди­ны» (1897), «Океан» (1899), «Жат­ва» (1899), «Сумерки» (1901), «По­денщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и др. Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старше­го поколения — А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, М.К. Клодта, — используя открытия французских импрессионистов в об­ласти цвета и пленэра, Дубовской однако, не увлекался «этюдизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины.

Пейзажи России Николая Никаноровича Дубовского

В творческом наследии Дубовского особое место занимают марины, которых так много, что только их, казалось бы, достаточно для славы. И здесь он нашел свой крут сюжетов, выработал стиль изобра­жения, отшлифовал до виртуознос­ти живописное мастерство. Класси­ческой ясностью композиции и гармоничностью колорита, постро­енного на тончайших градациях и переходах цвета, он достигал уди­вительного эффекта в передаче водных просторов. Неслучайно картину «На Волге» один из рецен­зентов передвижной выставки на­звал «симфонией в лиловом». Дру­гой шедевр Дубовского — «Тихий вечер» — критики определили как «поэма в золотом».

Для Всех любителей поиграть в азартные игры бесплатно предлагаем посетить онлайн казино «TOPSLOTCASINO» по ссылке http://topslotkasino.com/lucky-ladys-charm/, на страницах которого представлены демо-версии аппаратов «Lucky Ladys Charm». Играть в тестовом режиме интересно и безопасно! Играйте для удовлетворения жажды победы и побеждайте. А если убедитесь, что госпожа Удача оказывает вам покровительство, всегда можно испытать ее в реальной игре.

Итоговым произведением Дубовского, в котором он выразил свое понимание красоты национального пейзажа, образа русской земли, стало монументальное по­лотно «Родина» (1905). Отправ­ленное в 1911 году на Всемирную выставку в Рим, оно получило вос­торженные отклики.

Художник И.Е. Репин назвал эту картину лучшим пейзажем всей выставки — «оригинальная, живая и красивей­шая картина!!!». Глубоко, верно сказал о ней в своем прощальном слове на могиле художника акаде­мик И.П. Павлов, многие годы дру­живший с ним: «Она — весь ты, с твоим талантом и неугасимой лю­бовью к Отчизне!».