Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Знаток живет изучением. Часть четвертая.

Знаток живет изучением. Часть четвертая.

Из произведений французской школы было куплено две картины: жанровая композиция Шампенуа «Мать, выговаривающая ребенку» (стартовая цена — 125 руб.) и морской пейзаж К.-Ж. Верне (стартовая цена — 2500 руб., продана за 4200 руб.). Последняя картина, изображающая рыбную ловлю на берегу моря туманным утром, имеет интересную историю бытования. В сертификате, выданном Юсуповой, указывается, что она была куплена на аукционе в Париже во время революции и привезена в Россию Тиоре, а из сделанной отдельно карандашной приписки следует, что картина принадлежала Екатерине II, была подарена ею Е. Р. Дашковой, от которой перешла к ее дочери, А. М. Щербининой, ею была продана Волкову, от которого и поступила к Мосолову. По описанию в каталоге и размерам она вполне может быть идентифицирована с «Рассветом на Капри (Туман)» К.-Ж. Верне из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина (инв. № 1905), что заполняет пробелы в происхождении этой картины.

Просмотров: 732

Знаток живет изучением. Часть третья.

Ф. Лемуан. Мадонна с младенцем. Холст. Масло.

Юсупов первым ввез в Россию коллекцию живописных произведений французских мастеров начала XIX века, стал одним из проводников нового художественного вкуса, демонстрируя сознательную направленность своего выбора. Он проявил подлинные качества коллекционера и мецената, по определению П. П. Муратова, становящегося «соучастником» художника, делящим в своем энтузиазме судьбу его вещей и его имени».

Столь же искусным собирателем показал себя Юсупов тогда и на парижском антикварном рынке. В его архиве (РГАДА) встречаются расписки с именами известных антикваров и экспертов. Ж.-А. Константена, П. Келара, Ш. Эли. Через своего доверенного, некоего Мартра, он делает приобретения на аукционе коллекции антиквара Лебрена (20—24 марта 1810 г.), который в собственной галерее устроил распродажу картин разных школ, предварительно издав двухтомник со 179 гравюрами с лучших произведений, и сопроводил распродажу, как было принято, изданием аукционного каталога. Юсупов приобрел у Лебрена 17 картин итальянских и французских художников. Среди них: «Св. Казимир» (старое название - «Св. Людовик Боварский») Карло Дольчи, «Лот с дочерьми» Гвидо Рени, «Св. семейство» Фра Бартоломео де Сан Марко, серия интерьеров римских соборов Дж.-П. Панини, «Похищение Европы» Ф. Лемуана.

Просмотров: 349

Знаток живет изучением. Часть вторая.

Никола Пуссен (1594 - 1623). Зима. Всемирный потоп. Холст. Масло.

Появлению частных собраний, ввозимых в Россию с коммерческими целями, во многом способствовали Французская революция и наполеоновские войны. В 1796 году П. Г. Головкин привез в Москву для продажи свое собрание, которое разошлось по многим коллекциям. Графу А. А. Безбородко, как сообщал Ф. В. Ростопчин в письме к С. Р. Воронцову, «удалось накупить редких картин и мраморов у графа Головкина, находившегося в Париже во время большой эмиграции. Этот человек не дорожит тем, что имеет, и очень рад сбывать вещи, которые не прибавят ему благоденствия. Он уступил графу Безбородко знаменитого Амура, которого Фальконе изваял для госпожи Помпадур».

В 1818 году русские собрания пополнила большая партия картин, привезенных из Парижа князем Н. Г. Щербатовым, также быстро разошедшаяся среди московских коллекционеров. Однако немногочисленные собрания, ввозимые дворянами для продажи, не играли основной роли на русском художественном рынке. Главная роль здесь, несомненно, принадлежала профессиональным торговцам и антикварам.

Просмотров: 349

Возрождение классики

ГРАФ В. И. МУСИН-ПУШКИН. 1880-е. (АВТОР НЕИЗВЕСТЕН). Из коллекции М. Голосовского

Помните, как пели: «...раз­рушим до основанья, а затем...»? Призыв крутого чекиста А. Лациса гласил: «Мы истребим буржуазию как класс. Не ищите на следствии доказательств то­го, что обвиняемый дейст­вовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который мы ему предложим, — какого он происхождения, воспита­ния, образования... Эти во­просы и определят сущ­ность красного террора».

Так поступали со старой интеллигенцией. Так посту­пали и со старой культурой. Разжигалась беспощадная ненависть к своему прош­лому. Требование отказать­ся от «старого» искусства под предлогом его буржу­азности принесло общест­ву много вреда. Сегодня мы особенно остро ощу­щаем это, говорим об ут­рате генофонда страны. Наступило время покаяния. Мы вспомнили Розанова и Соловьева, Флоренского и Бердяева, многих истреб­ленных писателей, худож­ников. Идет переоценка авторитетов, прежних суж­дений. Открываются тайни­ки архивов. Освобождают­ся от арестантских одежд забытые шедевры, возрож­дается классика.

Просмотров: 413

Деловой человек Михаил Боткин. Часть 2.

Явление Христа народу (первоначальный эскиз). 1834. Холст, масло. 60,5x90,5. ГРМ.

01 ноября Михаил Боткин сообщает об официальном утверждении полученной доверенности и о представлении на утверждение духовного завещания Иванова. Этюды, находившиеся в кладовой Академии художеств, были выставлены для обозрения и продажи. «Вы не поверите, как было неприятно ходить по академическому начальству с просьбами относительно выставки, — пишет Боткин, подогревая давнее нерасположение Иванова к академическим служащим. — Выставили мы их как было прежде в 1-вой античной галерее». Он сообщает также о приобретении С.Г. Строгановым одного эскиза (самого маленького), этюдов головы апостола Андрея и мальчика, прислонившегося к стене. Последний этюд Строганов хотел пожертвовать в МУЖВ. По сведению Боткина, копию А.А. Иванова с «Форнарины» Рафаэля вел. кн. Елена Павловна проси­ ла оставить за ней. Речь в письме шла и о памятнике умершему художнику. Боткин писал, что обойдется он в 2000 серебром, а слух о сборе денег на него был преждевременным. Извещает он Сергея Иванова и о приезде А.И. Рибопьера (наследника С.П. Потемкина, одного из давних должников Ивановых), к кн. Оболенскому и его обещании заплатить долг, как только предъявят документы («но без процентов»; замечает при этом Боткин).

Просмотров: 874