Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

FIAC снова в центре внимания

Ярмарка современного искусства FIAC 2014

Уже никому не надо доказывать, что FIAC одна из ведущих ярмарок современного искусства. И в этом, 2014 году, она открывается уже 41 раз, продолжая свое шествие по миру в условиях жесткой конкуренции. В этом году в Гран-Пале (Большой Дворец) в Париже соберутся представители 191 галереи из 26 стран. И это на много больше,  чем на FIAC 2013, где было представлено 129 галерей из 25 стран мира.

Все галереи уже раскрыли свои списки представляемых ими художников. И их имена можно посмотреть в обновленном списке, который представлен на нашем сайте.

Всего в список вошли имена 1451 художника, и все их работы будут выставлены в главном зале Дворца и прилегающих помещениях. Среди представленных  легко можно найти такие известные имена, как Энди Уорхол, Фрэнсис Бэкон и Герхард Рихтер, чьи работы оцениваются в миллионы евро. Давайте попробуем сравнить список участников ярмарки FIAC 2014 с рейтингом сайта ArtPrice ТОП-500 лучших современных художников, который был недавно опубликован на сайте в рамках ежегодного доклада.

Marina Pinsky. Role Model Too, 2013. Inkjet print on aluminum, fiberboard and polyisocyanurate foam, steel and concrete base. 48 x 60 x 24 inches (122 x 152 x 61 cm) courtesy of the artist and C L E A R I N G, New York, Brussels.

Marina Pinsky. Role Model Too, 2013. Inkjet print on aluminum, fiberboard and polyisocyanurate foam, steel and concrete base. 48 x 60 x 24 inches (122 x 152 x 61 cm) courtesy of the artist and C L E A R I N G, New York, Brussels.

С первого взгляда мы видим, что и в обоих списках присутствуют имена 145 художников, которые являются одними из самых востребованных в мире. Повезло посетители ярмарки FIAC 2014, они получат возможность насладиться их работами просто прогуливаясь по залам Гран-Пале. Первая пятерка представлена следующими имена: Жан-Мишель Баския, Джефф Кунс, Кристофер Вул, Питер Дойг и даже китайский художник Zeng Fanzhi. У каждого из них в послужном списке есть аукционный рекорд, превышающий 10 млн. евро.

Но при этом в ТОП-500 ярмарочного списка не вошло большое количество имен китайских художников. В этом году в рейтинг не попали работы таких художников, как Ло Чжунли, Chen Yifei и даже Zhang Xiadong, хотя они вошли в десятку лучших современных художников по мнению наших специалистов.

Wu Tsang. His Master's Voice, 2014. Metal, LED lights, nylon, rope, beads, Swarovski crystals, cables, powers strips. 200 x 55 x 40 cm. Courtesy the artist, Galerie Isabella Bortolozzi, Berlin (photo: Nick Ash).

Wu Tsang. His Master's Voice, 2014. Metal, LED lights, nylon, rope, beads, Swarovski crystals, cables, powers strips. 200 x 55 x 40 cm. Courtesy the artist, Galerie Isabella Bortolozzi, Berlin (photo: Nick Ash).

А все потому, что китайские художники популярны в Азии (Китай и Гонконг), и при этом совершенно не востребованы на Западе. Западный и восточный арт-рынки до сих пор сильно изолированы друг от друга, и очень редко бывает так, что  работы одного художника одинаково успешны на обоих рынках.

Например, 99% продаж произведений художника Zeng Fanzhi произведены в Китае, в то время как 99% продаж произведений Жана-Мешеля Баския совершены в США, Великобритании и Франции. В результате этого, китайские художники составляют менее 3 % из всех представленных художников FIAC 2014, несмотря на то, что они генерируют 40 % дохода от продаж предметов современного искусства во всем мире.

По данным сайта Artprice, в этом году Китай будет продолжать продвигаться вперед и его доходность составит 601 млн. евро, что составляет 40 % от всех доходов мирового арт-рынка. В США за это же время аукционными домами получено более 552 млн. евро. Эти два рынка генерируют почти 78% мировых поступлений от продажи предметов современного искусства. Великобритания занимает третье место с доходом 231 млн. евро.

Dorothy Iannone Blue And White Sunday Morning, 1964 Oil on canvas 175 x 158 cm Photo Hans-Georg Gaul. Courtesy Air de Paris, Paris.

Dorothy Iannone Blue And White Sunday Morning, 1964 Oil on canvas 175 x 158 cm Photo Hans-Georg Gaul. Courtesy Air de Paris, Paris.

Наверное, по этому, вопреки некоторым ожиданиям, на FIAC 2014  наиболее сильно представлены представители Америки, имена которых составляют 25% от всего списка художников. Франция заняла 3 место с 11.4%, отставая от Германии всего на три сотые процента (11.7%). Далее следуют Великобритания (9.1%), Италия (3,3%), Швейцарии (2,9%), Бельгия (2,8%) и, наконец, Китай (2,7%). Всего на ярмарке будут представлены работы художников 84 национальностей.

В список не вошли такие известные французские художники, как Роберт Комбас, Ричард Орлинский и Филипп Паскуа. Кстати, ни один из 8-ми ведущих художников Франции не вошел в ТОП-500 и нашего списка.

Некоторые художники будут представлены одновременно несколькими галереями, и самый популярный из них – это, никто иной, как великий Пабло Пикассо. Картины самого известного художника 20-го века будут представлены сразу девятью различными галереями. Возможно, кому то это покажется несколько излишним для выставки современного искусства такого уровня.

Georges Mathieu. La question pure, 1954 Huile sur toile. 97 x 146 cm Courtesy Galerie Applicat-Prazan, Paris Photos Artdigital Studio © Adagp, Paris 2014

Georges Mathieu. La question pure, 1954 Huile sur toile. 97 x 146 cm Courtesy Galerie Applicat-Prazan, Paris Photos Artdigital Studio © Adagp, Paris 2014

Известный испанский художник (1881-1973) создал свои самые известные работы до Второй Мировой войны - такие, как «Герника» (1937). Есть в списке и другие удивительные имена: Василий Кандинский (1866-1944), Густав Климт (1862-1918) и Эдвард Мунк (1862-1944). Но стоит ли эти имена по-прежнему рассматривать как «современных художников»? Или есть другая (коммерческая) причина такого назойливого внимания на ярмарке к работам этих великих мастеров?

С другой стороны, определение художественного периода, в частности, современного искусства - довольно расплывчатое, и, возможно, это сделано преднамеренно. Эксперты до сих пор не могут договориться о критериях оценки принадлежности произведений к конкретным периодам.

Некоторые специалисты используют в качестве отправной точки период, в течении которого было создано то или иное произведение, что в свою очередь вносит сумятицу и недопонимание, так как отдельные произведения не возможно точно датировать.  Другие считают, что для определения периода, к которому следует отнести работу, следует использовать даты жизни художника. В Artprice.com, мы договорились использовать для этой цели дату рождения художника.

Из представленных на выставке FIAC художников более 80% живы и здоровы по сегодняшний день, их средний возраст составляет 51 год. Самому старому,  кубинскому художнику Кармен Эррера исполнилось 99 лет (родился в 1915), и его творчество представлено Лондонской галерей Lisson Gallery. Самым молодым по 25 лет: Люсьен Смит (Skarstedt Gallery) и Филипп Тимиш (Neue Atle Brucke).

54 художникам не исполнилось и 30 лет. Этот список включают в себя имена, которые добились значительных успехов на аукционных торгах в последнее время - Оскар Мурильо, Якоб Касай, Райан Салливан и Хью Скотт-Дуглас.

Согласно данным из годового отчета Artprice о рынке современного искусства, опубликованного всего несколько дней назад, доходы от  продаж предметов современного искусства, созданных художниками, родившихся после 1945 года, превысили 2.046 млрд долларов (1,5 млрд. евро), что на 40% выше прошлогоднего результата.