Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Выставка «История советских павильонов. Часть I».

Выставка «История советских павильонов. Часть I».

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница» – пространство, ориентированное на показ проектов в области искусства XX века – открывает выставку об истории павильонов СССР, первая часть которой посвящена участию страны Cоветов в международных выставках.

История советских выставочных павильонов – это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников…  

История международных выставок стартовала в середине XIX века в лондонском Гайд-парке – тогда  Джозеф Пакстон построил из стекла и железа «Хрустальный дворец» площадью 90 000 кв. м. Венецианская биеннале была организована по другому принципу: с 1895 года в садах Джардини проходит «Международная художественная выставка», для которой страны-участники строят постоянные павильоны, заказывая проекты знаменитым архитекторам.

Но многие мировые смотры приглашали участников к созданию временных построек на заранее выделенной территории: каждый раз это были практически экспериментальные сооружения с совершенно оригинальным внутренним композиционным решением и составом экспонатов, создававшиеся в стилевой доминанте своей эпохи – это конструктивизм 1920-х, неоклассицизм 1930-х и функционализм 1960-х годов.

Александр Лабас. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Александр Лабас. Эскиз панно «Авиация СССР» для Всемирной выставки в Париже 1937 года. 1936. Бумага, гуашь, акварель. 10,2 х 38,3 см. Из собрания Ольги Бескиной-Лабас, Москва.

Первое выступление СССР состоялось в 1925 году в Париже на «Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности». По результатам закрытого конкурса, в котором среди прочих участвовали архитекторы В. Щуко, И. Фомин, братья Веснины, М. Гинзбург, жюри под председательством наркома просвещения А. Луначарского и при участии В. Маяковского признало лучшим проект Константина Мельникова – легкую каркасную двухэтажную постройку из дерева и стекла с вышкой-мачтой с серпом и молотом и буквами СССР. Оформляли экспозицию вхутемасовцы: декоратор Исаак Рабинович спроектировал асимметричный и лаконичный Зал Госиздата, дизайнер Александр Родченко – знаменитый гигантский «экспонат» «Рабочий клуб» для Отдела СССР на Эспланаде Инвалидов. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон стал «самой острой постройкой на выставке» и настоящей «машиной для агитации»: архитектура здесь доминировала, а интерьер представлял собой продолжение самого здания.

Владимир Щуко. Проект павильона СССР для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже.

Владимир Щуко. Проект павильона СССР для Международной выставки декоративных и промышленных искусств в Париже. Главный фасад. 1924. Бумага, тушь, акварель, аппликация. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Международная выставка «Пресса» в Кёльне 1928 года проходила в капитальном «Павильоне государств» – временного павильона СССР тогда не строил. Для оформления экспозиции совещание во главе с Луначарским и участием президента Государственной академии художественных наук Петра Когана постановило «пригласить художников Лисицкого и Рабиновича». При этом Лисицкому  удалось радикально преобразовать псевдоклассический фасад здания, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Внутреннее пространство было решено асимметрично и поделено на зоны с «ударными» декоративными и динамическими установками, которые прокладывали маршрут зрителя «по маякам». Среди экспонатов преобладали конструкции, «специально сочиненные художником», своеобразные механические аттракционы: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Красная Армия», «Трансмиссия»... В Кёльне впервые в выставочном ансамбле появляется гигантский фотофриз (24х3,5 м) с использованием плакатного фотомонтажа, подсветка экспонатов лампочками накаливания и специальный кинозал, в результате вся экспозиция оставляла у публики «кино-фото» ощущение.

Александр Родченко. Павильон СССР на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже.

Александр Родченко. Павильон СССР на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже. 1925. Поздний серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание, Москва.

Павильоны СССР 1930-х годов – парижский и нью-йоркский – строил Борис Иофан, оба павильона служили постаментами монументальных скульптур – «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной и «Рабочего со звездой» Вячеслава Андреева. К парижской выставке 1937 года был впервые объявлен конкурс на оформление экспозиции: его выигрывает группа ленинградских художников под руководством Николая Суетина, предложившая лаконичные архитектоны, выделенные искусственным светом, «ступенчатые» формы, фотобарельефы и декоративные установки: «пилон конституции» и посвященный рекордным перелетам «полуглобус». Суетин решительно отказался от выстраивания экспозиции «по маякам», организуя выставочное пространство как общественный интерьер, «декорируя» его экспонатами. Оформлять нью-йоркский павильон поручили также Суетину: но теперь архитекторы Борис Иофан и Каро Алабян специально под выставочное задание проектируют «темный» ансамбль, рассчитанный на киноэкраны и световые эффекты для диорам. В целом нью-йоркский ансамбль был самым театральным из всех советских павильонов за рубежом: амфитеатр с эстрадой, мелодии народов СССР,  кинофильмы и главный экспонат – копия станции метро «Маяковская» в натуральную величину между зеркальными стенами усиливали это впечатление.

Михаил Посохин.  Эскиз павильона СССР для Всемирной выстави в Осаке 1970 года.

Михаил Посохин. Эскиз павильона СССР для Всемирной выстави в Осаке 1970 года. 1969. Бумага, гуашь, белила. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Советские павильоны конца 1950-х – 1960-х годов – в Брюсселе (1958) и Монреале (1967) – строились как гигантские экспонаты, своего рода прозрачные оболочки, вычленяющие особую зону на территории выставки. В Брюсселе перед экспозиционерами стояла сложная задача – сочетать в едином пространстве демонстрацию машин и механизмов, образцов промышленного и сельскохозяйственного сырья с показом произведений изобразительного искусства. Экспозиция монреальского павильона, открытого в год пятидесятилетия СССР, строилась на трех уровнях – океан, земля, космос, концентрируя внимание зрителя вокруг главных экспонатов: эмблематической композиции «Серп и молот» и карты электрификации страны с макетом Красноярской ГЭС с барельефным профилем Ленина. Были в павильоне и аттракционы: текущая вода в макете гидроэлектростанции, живые рыбы в бассейне, шахтерская клеть, «якобы» спускающаяся под землю в отделе «Уголь»…

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970-м году – год столетнего юбилея Ленина, напоминал гигантский развернутый флаг силуэтом, алым цветом и складчатой поверхностью. В темном, лишенном окон здании теперь доминировали не натурные экспонаты (станки, машины, дары природы), а экспонаты, созданные художниками, как и в конце 1920-х. Центр павильона занимала декоративная установка: красно-белый пилон и установленный на нем экран, на котором постоянно демонстрируется фильм-хроника «Живой Ленин»: символ здесь сочетался с документом.

Борис Иофан. Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Борис Иофан. Проект павильона СССР для Всемирной выставки в Париже 1937 года. Перспектива. 1936. Бумага, акварель, белила, аппликация, серебряный порошок, карандаш. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева.

На выставке представлены макеты, архитектурные чертежи и эскизы, а также экспонаты-призеры: фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958), географические карты из самоцветов (1937, 1939). Впервые будут представлены материалы из личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива.

Информация предоставлена пресс-службой МВЦ «Рабочий и колхозница».