Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Эссе об изобразительном искусстве Башкирии

За спиной современного поколения почти вековая история развития башкирского изобразительного искусства, которое строится на традициях таких мастеров, как К. С. Девлеткильдеев, А. Э. Тюлькин, А. Ф. Лутфуллин, Б. Ф. Домашников, Р. М. Нурмухаметов, А. Д. Бурзянцев, М. Н. Арсланов, Г. Ш. Имашева, П. П. Салмасов, А. Х. Ситдикова, Т. П. Нечаева, Б. Д. Фузеев, Э. М. Саитов и другие. С их именами связано утвердившееся в 1950-1970-х годах понятие «башкирская школа». В творчестве этих художников получили гармоничное развитие традиции русского и башкирского народного искусства, что обусловило самобытность их творений, отличающихся духовной наполненностью, жизнеутверждающим мировоззрением, декоративной и пластической выразительностью.

Р. КАДЫРОВ. Путь невесты. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 131*203.

Художник Рафаэль Кадыров. Путь невесты. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 131*203.

Замечательно, что сегодняшнее поколение развивает эти традиции, насыщая искусство современной проблематикой и формами. Одно из свидетельство тому – жанровая живопись современных башкирских художников. В последние десятилетия, когда из искусства ушла идеологическая заданность, преобладающей тематикой в сюжетной картине стала жизнь, история башкирского народа, что стало следствием процесса углубления самосознания нации. Сегодняшние живописцы находят различные ресурсы воплощения этих тем.

Реалистическое полотно Х. Фазылова утверждает красоту национальных обычаев и традиций. Стремление выявить исторические корни и духовные основы народа в работах А. Мазитова, использующего язык символов и метафор; в дышащих первозданной силой образах полотен Д. Сулейманова; в стилизованных композициях молодого автора Г. Гилязетдиновой.

 

З. ГАЯНОВ. Ф. ИСМАГИЛОВ. Дорога в Москву. 2004-2007. Холст. Масло.

З. ГАЯНОВ. Ф. ИСМАГИЛОВ. Дорога в Москву. 2004-2007. Холст. Масло.

Богатый мир народной жизни представляет в утонченных, романтических картинах Рафаэля Кадырова. Жизни башкирской деревни посвящены произведения М. Давлетьярова, стилистика которых созвучна народному фольклору.

В выставках принимает участие художник старшего поколения – основоположник авангардного неопримитистского направления в башкирской живописи М. Назаров. Аскетичность образного звучания полотен сменяется более светлыми интонациями в картинах его последователя Д. Ишемгулова.

Один из ведущих мастеров российской акварели В. Лесин в последние годы все чаще обращается к живописи маслом, раскрывая в ней размышления о гармонии жизни человека с природой.

Р. МИГРАНОВ. Ущелье Мурадыма. 2006. Холст. Масло.

Р. МИГРАНОВ. Ущелье Мурадыма. 2006. Холст. Масло.

Темы нравственности, духовности, судьбы человека одинаково убедительно звучат в работах Ивана Фартукова, в композициях философского звучания Сергея Игнатенко и Бориса Самосюка, в построенных на полутонах чувств, живописных отношениях полотнах Анвара Кашаева.

Различные герои портретной живописи Г. Круглова, Р. Шарифуллина, Вакиля и Вагиза Шайхетдиновых. Главное качество, объединяющие эти произведения, тот душевный порыв, та искренность, с которой авторы рисуют психологические образы портретируемых, их глубокий гуманистический смысл. И. Фартуков представляет нового для нашего искусства героя – священнослужителя, вкладывая в его образ идеальное представление о красоте и силе человека.

На стыке жанров работают Ф. Шагабутдинов, чьи просветленные полотна отличаются праздничным звучанием цвета, а также яркие живописцы Р. Гаитов, Т. Масалимов, в работах которых переосмысленный ими мир, пережитые чувства воплощены ассоциативным языком формы и цвета.

Традиционно широко в живописи башкирских художников представлен пейзаж. Последовательную линию реалистического пейзажа развивают признанные мастера это жанра Евгений Винокуров, Риф Абдуллин, М. Кузнецов, Ф. Исмагилов, Владислав Меос, В. Панченко, А Петроиков, молодые живописцы Р. Мигранов и Вера Фролова. Глубокую символику обретает реализм в работах Сергея Краснова, таинственно - романтическую окраску в пейзажах Михаила Спиридонова. Стилизованные, ассоциативные произведения Станислава Лебедева, полотна Виктора Бивняева с форсированным звучанием цвета интересны накалом заложенных эмоций.

В. СУЗДАЛЬЦЕВ. Иремель. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 85 Х 100.

Виктор Суздальцев. Иремель. 2004 год. Холст. Масло. Размеры: 85 Х 100.

Разнообразная стилистика произведений, представляющих жанр натюрморта. Здесь – реалистические работы Ф. Кащеева, Р. Хабирова, С. Маджарова, экспрессивная живопись Р. Насибуллина, авангардные композиции Н. Пахомова.

Башкирская графика, как и живопись, развивается в русле современных традиций, открывая новые мировоззренческие позиции и технические возможности. Работа ведущего башкирского мастера Камиля Губайдуллина строгие, с мощной пластикой, наполнение силой драматического, эмоционального звучания. Неутомимая в поиске и находках, художник многогранного дарования и эрудита О. Самосюк в офорт приносит технические новшества и активную роль цвета. Обобщающий философский смысл, передающий дыхание времени и культур, несут работы Р. Миннебаева, исполненные в технике высокой печати. В традиционной технике гравюры на пластике выступает художник старшего поколения А. Королевский.

В творчестве башкирских графиков все большее развитие получает оригинальная графика. Работы С. Гилязетдинова в технике печати на бумаге ручного литья, монотипии Н. Вагапова отличаются лапидарность форм, условность языка. Мастерское владение рисунком и акварельным письмом демонстрирует в своих иллюстрациях А. Мухтаруллин. Пастельные композиции Р. Ягафарова с неизменно образной подачей сюжета окрашены романтикой. Своеобразная декоративная выразительность свойственная работам А. Агалетдинова, исполненным в смешанной технике.

Самый распространенный вид оригинальной графики – акварель. Она представлена работами неутомимого путешественника и романтика В. Суздальцева, чьи работы пленяют глубоким проникновением в мир природы; акварелями Л. Рахматуллиной, в каждом движении кисти которой, музыкальность линий растворена взволнованная поэтичность; пейзажами Т. Андреевой, Елены и Ольги Литвиненко, которые открывают новые оттенки чувств и красок в мотивах башкирской природы. Эпическое дыхание Урала воплощено в выполненных с уверенным мастерством акварельных композициях З. Гаянова, Р. Магилева. Задушевные интонации заключены в рафинированно-утонченных листах Р. Абдуллина. Метафорическими деталями, внутренней экспрессией наполняет свои работы С. Герасимов.

А. ШУТОВ. Леонардо да Винчи. 2006. Мрамор.

А. ШУТОВ. Леонардо да Винчи. 2006. Мрамор.

Анализ произведений скульптуры позволяет отметить, что башкирская пластика, представленная работами как опытных мастеров, так и молодых, развивается по пути все большего осовременивания, стилизации формы, расширения сюжетных линий и образных решений. Ассоциативность образов, условность пластического языка, свойственна композициям одного из ведущих скульпторов республики Х. Хабабрахманова. Молодые скульпторы Р. Нигматуллин и А. Никулочки уже уверенно заявили о себе как одаренные авторы, чьи авангардные произведения несут понимание большой формы, пространства, специфика материала. Р. Хусаинов демонстрирует работы анималистического жанра, выполненные с глубоким проникновением.

Раздел театрально – декоративного искусства можно представить работами исключительно молодых авторов, воспитанников Уфимской государственной академии искусств. При всем разнообразии оформленных ими спектаклей и манер, во все эскизах декораций присутствует то главное, что воспитал в них учитель – Рифкат Арсланов, ведущий сценограф республики. Он научил их так строить мизансцену, решать пластику и цвет, чтобы зритель почувствовал суть драматургии, его стилистику. В работах молодых художников есть то, что отличает школу башкирской сценографии – колористическая выразительность и эмоциональность.

Г. МУХАМЕДЬЯРОВА. Сорнай. 2004 год. Овечья шерсть. Валяние. Размеры: 73*79.

Г. МУХАМЕДЬЯРОВА. Сорнай. 2004 год. Овечья шерсть. Валяние. Размеры: 73*79.

В последние годы подъем испытывает декоративно-прикладное искусство Башкортостана, чему в немалой степени способствует регулярное проведение республиканских выставок этого вида творчества. Этот вид искусства можно представить текстильной пластикой Р. Юлдашбаевой, батиком О. Каревой, керамикой В. Николаева, Р. Салимгареева, М. Тарана, В. Деркач. Необходимо отметить такое важное явление для башкирского искусства, как возрождение исконного народного промысла – войлоковаляния, в котором современные авторы Г. Мухамедьярова, З. Гилязеа, О. Литвиненко используют традиционные приемы, сопоставление различных материалов, придающие произведениям новое образное, эстетическое звучание.

Пути развития и современное состояние башкирского изобразительного искусства освещаются в трудах (монографиях и научных каталогах) искусствоведов С. Игнатенко, И. Ослькиной, Л. Поповой, В. Сорокиной, Л. Ахметовой.

Валентина Сорокина

искусствовед

главный хранитель Башкирского

государственного художественного музея им. М. В. Нестерова