Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Завидная биография. Фотограф Ольга Ландер.

Завидная биография. Фотограф Ольга Ландер.

Легендарные годы войны и легендарные люди — фрон­товики. Легенда из легенд— женщины на фронте.

Мы с уважением говорим о фоторепортерах. Мы скло­няем голову перед подви­гом военных фотокоррес­пондентов, и мы должны мобилизовать все мыслимое чувство благодарности к женщинам — фронтовым фотокорреспондентам. Их было на всю Действующую армию считанные единицы. А на огромный 3-й Украин­ский фронт — одна. Ольга Александровна Ландер. Страшная эпоха — война, но, по законам диалектики, в ней была и прекрасная особенность. Испытания тако­го масштаба потребовали от каждого человека полно­го, исчерпывающего духов­ного раскрытия, выявления всех наличных нравственных и физических ресурсов. Не окажись Ольга Ландер по воле судьбы, но прежде всего по собственной воле, сотрудником фронтовой га­зеты «Советский воин», мы, быть может, так и не узна­ли бы о поразительном бу­кете ее человеческих и про­фессиональных качеств, а значит, и сами утратили бы что-то важное и серьезное.

Фотограф Ольга Ландер

Фотограф Ольга Ландер

Мужество. Весной сорок четвертого наши войска ве­ли наступление в районе Кривого Рога. Ситуация сло­жилась чрезвычайно слож­ная—из-за распутицы и страшной грязи отстали ты­лы с боеприпасами и горю­чим. Солдаты и местные жители перетаскивали ящи­ки со снарядами на руках за пятнадцать-двадцать ки­лометров. Фронтовой газе­те «Советский воин», где служила Ольга Ландер, не­обходимо было напечатать снимки, показывающие эту тяжкую военную работу. Накопились у редакции и другие нужды в фотографи­ях. А главное, фоторепор­теру дали задание — обяза­тельно разыскать конно-ме­ханизированный корпус ге­нерала Плиева, приближав­шийся к этим краям. Машины были на тех доро­гах бесполезны. Потребо­вать самолет никому и в го­лову не пришло. Коррес­пондент О. Ландер отпра­вилась в командировку пешком. Семь суток пона­добилось ей, чтобы отснять десяток тем и добраться до плиевских казаков. Семь су­ток! Комментарии излишни.

Военные фотокорреспонденты в редакции журнала

Военные фотокорреспонденты в редакции журнала "Советское фото". Ольга Ландер - в центре. Фотография: Николай Рахманов.

Женственность. «На войне я под мужика не рядилась. И женского облика не теря­ла», — обронила в разгово­ре Ольга Александровна, и за ее словами стояло мно­гое. Не будем спорить о том, кок понимать слово «женственность» в подоб­ных условиях. Но одета Оль­га Александровна была в ладную, по фигуре пригнан­ную шинель, пилотку носила ловко и красиво. Старалась выглядеть хорошо, впрочем, это не помешало ей однаж­ды проползти в новенькой шинели несколько сот мет­ров под ожесточенным ог­нем да по жидкой грязи — надо было добраться до наблюдательного пункта командира 236-й дивизии генерала Фесина, чтобы поздравить его с присвое­нием звания Героя Совет­ского Союза и сделать снимок на первую полосу.

Фотография Ольги Александровны Ландер

А щегольскую пилотку про­било как-то раз осколком мины в разгар съемки... Женщина на фронте — это было невероятное и зага­дочное явление даже для тогдашних читателей газеты «Советский воин». Поэтому, когда под боевыми снимка­ми появлялась подпись «О. Ландер», никто и не предполагал, что «О» — это не Олег или Остап. И толь­ко 8 марта 1944 года газе­та напечатала «тематиче­скую» фотографию — сер­жант Валентина Грибкова, в прошлом продавщица мод­ных шляпок, вытаскивает с поля боя раненого солдата. А внизу — подпись: Ольга Ландер. Это была сенсация. Гордость. Нужно было сфо­тографировать кавалера ор­дена Славы. Ландер при­была на огневые позиции минометной батареи млад­шего сержанта Дедикова, награжденного двумя орде­нами Славы, сфотографиро­вала его и решила возвращаться в редакцию. Но в этот момент наблюдатели обнаружили скрытное передвижение гитлеровцев по узкой лощине. Батарея по­лучила приказ обстрелять врага. И тут было еще не поздно уйти, никто этого да­же и не заметил бы. Она не ушла. Как легко понять, на залпы наших минометчи­ков противник ответил плот­ным огнем, а в бою не бы­вает без потерь...

Фотография Ольги Александровны Ландер

Ландер вернулась невреди­мой. В редакции узнали о том, что она без всякой нужды осталась под огнем на передовой, и редактор И. Филиппов резко выгово­рил за это фотокорреспонденту. Она вспыхнула и от­ветила: «Я не могла допус­тить, чтобы обо мне подумали плохо».

Преданность делу. Фотогра­фировать — трудно. Хорошо фотографировать — еще труднее. Фотографировать хорошо и быстро—не прос­то трудно, а сверх всякой меры. В мае сорок третьего на страницах «Советского воина» была опубликована двадцать одна фотография О. Ландер Цифра эта гово­рит больше любых слов. Но полковник в отставке Н. Фи­липпов утверждает, что не­редко молодому фотокор­респонденту возвращали неудачные ее работы, изо всех сил стараясь не оби­деть Ольгу. И она не оби­жалась, что подтверждается результатами. Постепенно научилась, выработала в се­бе шестое, седьмое и все прочие чувства, необходи­мые репортеру. Вот пример проявленной интуиции, поз­волившей предугадать со­бытие. Номер газеты от 24 февраля 1944 года редакция решила целиком посвятить тому, как отпразднуют День Советской Армии войска фронта. Значит, все мате­риалы — срочные. Ландер обязали дать портрет лет­чика, сбившего в этот день вражеский самолет. Но как найти его? А вдруг 23 фев­раля вообще не произойдет воздушных боев? Или, что еще вероятнее, бои прои­зойдут, самолеты противни­ка будут сбиты, но в каком авиаполку это случится? Ин­сценировать такой кадр не­возможно. И не нужно. И не понадобилось. Ольга все рассчитала точно и оказа­лась в тот самый момент и в той самой точке, где бое­вые друзья обнимали летчика-истребителя Буйкевича, только что сбившего гитле­ровского аса.

Фотография Ольги Александровны Ландер

Ольга Александровна вос­питала в себе еще одно профессиональное качество, которое дорого стоило и в те годы, а сейчас ему прос­то нет цены. Снимая в таких трудных условиях и в такой спешке, она всегда, чего бы это ни стоило, успевала за­писать в блокноте, кто именно оказался в кадре, и не только фамилию, но и номер подразделения, час­ти, соединения, место съем­ки и обстоятельства ее. Историчность — так я наз­вал бы главное свойство фо­тодокументов, созданных этой женщиной. Она соби­рается теперь передать свой военный архив музею Советской Армии. Нет сомне­ний, что этот дар будет при­нят с признательностью.

У Ольги Александровны Ландер завидная биогра­фия. Она сумела быть не­обходимой людям и време­ни. После войны она, лей­тенант запаса, продолжала делать свое репортерское дело, работать в газете «Со­ветская Россия». Объездила с фотокамерой всю страну, остановила тысячи прекрас­ных мгновений, запечатлела будни и праздники великих строек.

...Тут надо что-то сказать для завершения этих заметок, что-то такое, что ска­зать непросто Ну, в об­щем... Спасибо вам, Ольге Александровна! Спасибо за все!

Владимир Серегин


 

Не знаете куда поехать отдыхать этим летом. Запутались в предложениях от туристических агентств. Тогда загляните в блог туриста, посмотри на то, как и где отдыхают люди. Что их впечатлило в последней поездке или что разочаровало. С такой информацией вы легко разберетесь с простым вопросом: куда же мне поехать отдохнуть.