Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

О развитии современной печатной графики.

Наиль Вагапов. Ненастный день. Офорт.

Со времени появления первых регулярных международных конкурсов печатной графики прошло около полувека. Движение графических биеннале, начавшееся в середине двадцатого столетия в одной – двух странах мира, сегодня охватывает десятки стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Получившие широкое развитие, эти конкурсные выставки в значительной степени определяют пути развития графического искусства: они активизируют стремление художников к совершенствованию мастерства, инициируя авторские эксперименты и в области печатных техник графики, и в области стилистики.

Обновление искусства всегда начиналось с обновления содержания. В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технологии, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графики; классическая эстетика, четкие критерии художественности, сформулированные философами и мыслителями XIX-XX столетий уступили свои позиции эстетике постмодернизма. Новаторство определяется в единстве содержания и формы, более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями.

Активное внедрение новых технологий в искусство подтверждает актуальность данной работы. В художественной практике на сибирских выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Эти произведения нуждаются б искусствоведческом анализе, что также подчеркивает актуальность темы.

Современная графика отличается независимостью от социальных и политических мифологем, ненасытным желанием постоянного обновления языка, остротой интереса к техническим экспериментам, увеличивающим арсенал выразительных средств, легкой восприимчивостью новых художественных идей. Говорить сегодня о наличии какой бы то ни было локальной школы в том понимании, в каком это слово трактовалось в предыдущие десятилетия, или о самостоятельности художественных исканий какой – либо школы не приходится.

Ольга Самосюк. Минибестиарий. Кентавры. 2006 год. Гравюра на картоне. Лист из 9 досок. 70 Х 100.

Ольга Самосюк. Минибестиарий. Кентавры. 2006 год. Гравюра на картоне. Лист из 9 досок. 70 Х 100.

Еще одна черта сегодняшней графики – стремление максимально использовать возможности различных техник. Большая часть работ свидетельствует о высоком техническом мастерстве их авторов – и это (как кажется по началу) явление позитивного порядка. Однако, довольно часто демонстрация высочайшего профессионализма заслоняет значительность художественного образа, делая графическое произведение рафинированно – эстетичным и абсолютно холодным. Нередко при этом утрачивается и сама специфика той или иной техники, поглощенная сложностью технических приемов оправдана удачными попытками достичь наибольшей образной выразительности, а эстетика внешних форм обусловлена самим содержанием.

Графика. Офорт.

Другой фактор, определяющий ход развития современной графики, - технический прогресс, благодаря которому в экспозиционном материале конкурсов появилась сначала офсетная, а затем и компьютерная печать. Подарившая художникам новые находи в области штриха, пятна, цвета, пространства (в отличии от плоских пространственных решений, присущих традиционным техникам), компьютерная печать, безусловно, расширила границы графического искусства. Но одновременно с тем исключила роль «живой» руки, режущей печатную доску, наносящей на нее штрих или контур. Графический лист, выполненный в digital print всегда рафинированно безупречен в исполнительском отношении (заслуга компьютерной технологии!) и не содержит ни естественности заусениц от резца, ни легкого нечаянного отклонения от прямого ведения штриха. Но именно этот «рациональный техницизм» не позволяет компьютерной графике иметь те неуловимые качества, которые привлекают многих любителей искусства: тепло и естественность авторского исполнения, уровень исполнительского мастерства самого художника. Критерии оценки произведений, выполненных в digital print, иные. Они касаются только креативных находок, основанных на визуально – образном материале графического листа.

Кристофер Дентон. Три в пространстве 11. 2007. Сухая игла. Акватинта. 60 Х 45.

Кристофер Дентон. Три в пространстве 11. 2007. Сухая игла. Акватинта. 60 Х 45.

Время не остановить! Само собой разумеется, что никто и не пытается этого делать. Но тем ценнее наличие в составе графических выставок старинных традиционных техник – таких, как ксилография, офорт, сухая игла, резцовая гравюра на меди, и других, содержащих некий «нерв», определяемый ролью живой линии и штриха. Вероятно, интуитивное понимание этого приводит многих современных художников к синтезу digital print с традиционными техниками, когда компьютерное исполнение произведения дополняется последующей авторской ручной доработкой – конгревом, рулеттой, другими графическими средствами и даже более сложными их сочетаниями.

Ирина Оськина.

По каталогам Уральской триеннале.