Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Творчество Рената Харисова

Творчество Рената Харисова | Современные художники Башкортостана

Ринат Харисов - классик современной живописи Башкортостана. Так зовет­ся он уже давно и вполне заслуженно. Что есть классик? В первую очередь, хранитель традиции. Не каждого художника интересно изучать и анализи­ровать. Далеко не под каждым визуальным рядом скрывается культурный пласт, значительный и сложный для дешифровки. Рассматривая же карти­ны Рината Зуфаровича, мы можем найти много приятных нашему глазу ис­токов. Лейтмотивом проходит через все творчество, периодически обозна­чаясь в нем достаточно явно, иконографический ряд лирических образов Марка Шагала. Порой из трансформации, переходя в цитирование сюжет переносится из еврейского квартала в татарскую деревню, где существует, впрочем, не менее органично.

Еще одна немалая проблема XX века - обозначение рамок стилевой при­надлежности. Вряд ли кто-то решится всерьез назвать сейчас Марка Шагала, равно как и нашего современника Рината Харисова примитивистом. При очевидной склонности к способам решения пространства приемами этого направления, есть множество других параметров, по которым они абсолют­но не сходны. Так, Игорь Наумович Голомшток открывает свое исследование авангардного искусства сакраментальным утверждением Бюффона: «Стиль - это человек». Эта фраза отчетливо ложится в основу его теории о том, что в XX веке не существует четких разграничений на стили, течения и направле­ния, ибо, действительно, XX век доказывает нам стопроцентно абсурдность попытки «очертить меловым кругом - то, что само по себе не имеет границ.

Художник Ренат Харисов

Художник Ренат Харисов

И снова к народности. XX век, как мог, максимально контрастно показал нам разницу между национальной гордостью и национальной идеологией. Художник не может быть слишком национален! Наличие национального колорита всегда придает произведению большую теплоту, яркость и ис­кренность. Ринат Харисов - это наш яркий пример идеального включения этнического материала в явно нереалистический метод исполнения. При­мер тонкого балансирования на столь скользкой грани. В его картинах мож­но долго и безрезультатно искать кривые усмешки во время изображения артефактов и ритуалов советского строя. Точно так же, как нет там и бур­ного прославления своего народа. А есть лишь: первоклассное мастерство, отличный вкус и искренность, благодаря которой мастеру удается говорить со зрителем на любые темы, с одинаковой добротой и любовью.

Ренат Харисов. Ак Калфак (посвящение Тукаю). 2003-2004. Холст. Акрил. 130Х81.

Ренат Харисов. Ак Калфак (посвящение Тукаю). 2003-2004. Холст. Акрил. 130Х81.

Творчество Рината Харисова a priori не может быть скучным, повторяю­щимся, клишированным. Художник черпает свои сюжеты и образы даже не из жизни, а из мира своей памяти, из узорчатых и сложных детских воспо­минаний, приукрашивая их искренней любовью и ностальгией. В его сюже­тах нет претензии на уникальность - так было часто и будет еще не раз, его композиции просты и правильны, цветовая гамма спокойна за отсутствием специальных эффектов. Как сказал Лао-Цзы: «Высокое стоит на глубоком». За плоскостью тряпочки-холста - космос. В оптическом смешении его красок есть что-то удивительное и волшебное: так картинка, увиденная один раз в калейдоскопе, может не повториться никогда, но запомнится на всю жизнь.

Ренат Харисов. За ягодами. 1996. Холст. Масло. 146Х114.

Ренат Харисов. За ягодами. 1996. Холст. Масло. 146Х114.

Как осколки битого стекла на асфальте под лучами весеннего солнца превра­щаются на миг в несметные сокровища. Ринат Харисов умеет ценить и лю­бить, казалось бы, незначительные вещи, ситуации простые и не пафосные. Ведь для того, чтобы превратить предмет в знак, символ, нужно увидеть и понять его суть, а не красоту внешнюю. Но нужно и суметь оставить за зна­ковым элементом функцию художественной выразительности, не доводя его до математического языка; автору это удается также блестяще.

Великолепие точнейшей линейности, гармония цвета не оставляют со­мнений в утонченности художника. Об этом же говорят и переплетения эмоциональных потоков. Так соседствуют гордость за свой народ с огром­ной к нему любовью, сентиментальность с искренностью.

Ренат Харисов. Классика. 2002. Холст. Масло. 73Х60.

Ренат Харисов. Классика. 2002. Холст. Масло. 73Х60.

Хрупкость бестелесных двухмерных образов, их зыбкость навевают легкую приятную грусть. В картинах Рината Харисова невозможно встретить безапел­ляционную тоску или всепоглощающую радость, он всегда предоставляет зри­телю альтернативу. Так вписывает он в «мир теней» цветок или птицу преуве­личенных размеров, а в грустный, казалось бы, сюжет - элемент иронии.

Ренат Харисов. Розовый конь. 1996. Холст. Масло. 130Х89.

Ренат Харисов. Розовый конь. 1996. Холст. Масло. 130Х89.

Ренат Харисов родился в деревне Ленин Буляк Бураевского района Республики Башкортостан. Окончил художественное отделение (ныне – факультет изобразительных искусств) Уфимского государственного института искусств (ныне академия) в 1978 году. В 1978 и с 1980 года и по настоящее время преподает на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы, с 1996 года доцент кафедры изобразительного искусства. Член союза художников СССР (России) в 1989 года. С 1973 года – участник республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных, международных, специальных и групповых выставок. В творческом активе – 6 персональных выставок. Член творческого объединения «Чингисхан» с 1990 года. Живет и работает в Уфе.

Екатерина Суворова