Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Знаток живет изучением. Часть третья.

Ф. Лемуан. Мадонна с младенцем. Холст. Масло.

Юсупов первым ввез в Россию коллекцию живописных произведений французских мастеров начала XIX века, стал одним из проводников нового художественного вкуса, демонстрируя сознательную направленность своего выбора. Он проявил подлинные качества коллекционера и мецената, по определению П. П. Муратова, становящегося «соучастником» художника, делящим в своем энтузиазме судьбу его вещей и его имени».

Столь же искусным собирателем показал себя Юсупов тогда и на парижском антикварном рынке. В его архиве (РГАДА) встречаются расписки с именами известных антикваров и экспертов. Ж.-А. Константена, П. Келара, Ш. Эли. Через своего доверенного, некоего Мартра, он делает приобретения на аукционе коллекции антиквара Лебрена (20—24 марта 1810 г.), который в собственной галерее устроил распродажу картин разных школ, предварительно издав двухтомник со 179 гравюрами с лучших произведений, и сопроводил распродажу, как было принято, изданием аукционного каталога. Юсупов приобрел у Лебрена 17 картин итальянских и французских художников. Среди них: «Св. Казимир» (старое название - «Св. Людовик Боварский») Карло Дольчи, «Лот с дочерьми» Гвидо Рени, «Св. семейство» Фра Бартоломео де Сан Марко, серия интерьеров римских соборов Дж.-П. Панини, «Похищение Европы» Ф. Лемуана.

Картина Лемуана (ГМИИ) происходит из коллекции Пьера Гран-Пре и была лишь в 1809 году куплена Лебреном за 250 франков, а через год уже продана Юсупову за 251 франк. Интересно отметить, что позднее в Москве на распродаже коллекции А. С. Власова в 1830 году он приобрел «Мадонну с младенцем» Ф. Лемуана, имевшую стартовую цену в 600 рублей, за 2000 рублей (Гос. Эрмитаж).

Лебрен тогда же продал Юсупову за 11000 ливров полотно «Младенец Иоанн Креститель с агнцем» Б.-Э. Мурильо, самого известного тогда испанского живописца. Картины испанской школы в большом количестве стали проникать во Францию после захвата Испании войсками Наполеона (1808—1815) и были еще мало знакомы европейским и русским коллекционерам. В данной покупке собиратель полностью доверял атрибуции и оценке эксперта. Как известно, «покупают имена, а не произведения» (П. Мариетт). В описях, каталогах, торговых объявлениях и счетах поражает обилие знаменитых имен — ни продавцы, ни сами коллекционеры не стеснялись приписывать произведения великим живописцам. Что же касается картины из юсуповского собрания, хранящейся сейчас в ГМИИ им. А. С. Пушкина, к сожалению, она не соответствует той атрибуции и высокой цене, за которую была продана.

Гвидо Рени. Лот с дочерьми. Холст. Масло.

Гвидо Рени. Лот с дочерьми. Холст. Масло.

Имя Н.Б.Юсупова - коллекционера широко известно, но куда меньше исследована роль его наследников в пополнении семейного художественного собрания. Его сын, Б. Н. Юсупов (1794-1849), вошел в историю фамильной галереи прежде всего тем, что перевез большую и лучшую часть коллекции отца из подмосковной усадьбы Архангельское и московского дома в Харитоньевском переулке во дворец на Мойке в Петербурге. Это произошло в феврале 1837 года, а через два года был издан первый каталог галереи, в который вошли произведения, разместившиеся в залах дворца на Мойке.

Борис Юсупов не был наделен страстью коллекционирования и в комплектовании собрания в середине XIX века активную роль играла его вторая супруга, Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина (1810-1893). Она была интересной личностью, наделенной художественным вкусом. Она покровительствовала художникам и активно пополняла доставшееся ей собрание. Ей довелось прожить долгую жизнь, пережив мужа и сына. Свидетельством ее коллекционерской деятельности в середине XIX века служит Инвентарная опись вещей Петербургского дворца Юсуповых, в которую вписано более 180 картин, приобретенных ею с 1845 по 1858 год. Опись интересна тем, что в ней отмечено, когда и где покупались картины. Отдельные произведения привозили из Лондона и Парижа, но самые ценные покупки были сделаны на российском рынке.

Ф. Лемуан. Похищение Европы. Холст. Масло.

Ф. Лемуан. Похищение Европы. Холст. Масло.

Зинаида Ивановна поддерживала постоянные связи с владельцами антикварных магазинов в Москве, - Гаврилой Волковым и Иваном Родионовым. Ее покупки у антикваров обычно сопровождались выдачей сертификатов, где указывались происхождение произведения и его бывшие владельцы. Например, о портрете императора Павла I работы И.-Б. Лампи существует справка, свидетельствующая, что картина, «принадлежавшая графу Ростопчину, купленная князем Куракиным, реставрированная художником Смирновым... приобретена от купца Линевича, в Апраксином дворе... января 1869 года».

У Родионова только за 3 года (1853—1855) было куплено 54 картины итальянских, французских, голландских и фламандских художников, в том числе пейзажи Ван де Вельде, Брейгеля, Ф. Ваувермана, Н. Берхема, И. Мушерона, Я. Гриффье, С. Розы, Ш. Лакруа, Ж. Верне, Ф. Свебаха, а также «Распятие» Аннибале Караччи, «Женский портрет» Тициана, «Св. Вероника» Сассо- феррато, «Женский портрет» Бронзино, «Св. Себастьян» Э. Лесюэра, «Жертвоприношение Марсу» И.-Г. Платцера. В 1854 году у него же была куплена «Девушка с письмом» Ж.-Б. Греза (ГМИИ), принадлежавшая племяннику скульптора Ф. П. Толстого, а прежде находившаяся в Слободском дворце близ Яузы, что подтверждается сохранившимся сертификатом картины.

Аннибале Караччи. Распятие. Холст. Масло.

Аннибале Караччи. Распятие. Холст. Масло.

Не прошли не замеченными для Зинаиды Ивановны два аукциона крупнейших коллекций западноевропейской живописи: Ф. В. Ростопчина в Петербурге (1852) и Ф. С. Мосолова в Москве (1856). Оба собрания распродавались наследниками и имели каталоги, которые дополняют списки, сохранившиеся в архиве Юсуповых. Письменные источники ясно показывают, что юсуповская коллекция вбирала в себя многие полотна старых европейских мастеров из этих собраний.

Ростопчинская галерея в течение двух лет (1850-1852) существовала как общедоступный музей в Москве. В каталоге галереи Ростопчина сообщалось, что она была собрана в Париже в 1817-1823 годах отцом и дополнена в 1846-1847 годах сыном приобретениями из итальянских и французских собраний. Ее значительную часть составляли работы художников XVII века, в основном портреты и пейзажи.

Б.-Э. Мурильо .Младенец Иоанн Креститель с агнцем. Холст. Масло.

Б.-Э. Мурильо .Младенец Иоанн Креститель с агнцем. Холст. Масло.

3. И. Юсуповой было куплено 29 картин из коллекции Ростопчина, в том числе 7 пейзажей Ю. Робера, две батальные сцены Ж. Куртуа, портреты канцлера Сегье и архитектора Перроля И. Риге, портреты Дофина и госпожи Севинье П. Миньяра. Они значительно пополнили французскую часть юсуповской коллекции, дополнив большую серию пейзажей Робера его новыми работами, а также портретами знаменитых живописцев, до этого не представленных в собрании. Тогда же было приобретено 8 картин голландской школы. Это прежде всего пейзажи А. Берстратена, Рейсдаля, Я. ван Гойена, Б.-П. Омегана. Отметим, что внимание привлекли и картины испанской школы, мало представленной в русских собраниях, но вокруг которой в середине века разгорались страсти европейских коллекционеров. От Ростопчина к Юсуповым перешли «Мужской портрет» Веласкеса и «Цыганка с тамбурином» Мурильо.

Через 4 года на аукционе собрания Федора Мосолова было куплено 10 картин, на которые 3. И. Юсуповой владельцем был выдан сертификат, подтверждающий их принадлежность и происхождение17. Тогда были приобретены: из итальянской школы — «Рождество» Я. Бассано, происходившее из коллекции А. С. Власова (на аукционе Власова в 1830 г. имела оценку по каталогу — 1200 руб., стартовую цену — 200 руб., у Мосолова стартовая цена — 500 руб.); «Св. Иоанн Евангелист» Доменикино (Доменико Зампьери), происходивший из галереи А. И. Корсакова (стартовая цена — 2500 руб., куплена за 8500 руб.); из фламандской школы — «Сусанна со старцами» П.-П. Рубенса (стартовая цена — 2500 руб.), гравированная Л. Востерманом и происходившая из галереи герцогини Кингстон, в Россию была привезена антикваром Тиоре. 

Продолжение следует...

Начало: 

Знаток живет изучением. Часть 1.

Знаток живет изучением. Часть вторая.