Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

ГОЛУБАЯ ПТИЦА ЮРИЯ ВАРЮХИНА. Часть 1.

ГОЛУБАЯ ПТИЦА ХУДОЖНИКА ЮРИЯ ВАРЮХИНА

С первого взгляда вошло Варюхинское буйство красок в мою жизнь наполнив её новым восприятием окружающего мира ,дало импульс к изучению живописи изобразительного искусства. Наша встреча произошла в сентябре 1993 года в Салаватской картинной галерее ,где у него прошла персональная выставка . Творчество молодого Ишимбайского художника Юрия Сергеевича Варюхина оказало на меня неизгладимое впечатление . Хотя до его встречи с ним я был знаком с творчеством западноевропейских и советских художников .Оценил картины Малевича и его знаменитый «Чёрный квадрат» в театре оперы и балета в Самаре, где показали его работы ещё в перестроечные годы в 1989 году. В том же году я побывал по туристической путёвке в Вильнюсе, в Калининграде, в Ленинграде полюбовался экспонатами Эрмитажа, в Новгороде посетил выставку новгородская икона, в Москве побывал на выставке советского живописца Шилова которая прошла на территории манежа. Но работы Юрия Варюхина заворожили меня с самой нашей первой встречи и вот уже двадцать с лишним лет я являюсь поклонником и ценителем его творчества.

Юрий Варюхин. Зеленая корова. 2005 год. Холст. Масло. Размеры: 150 Х 178.

Юрий Варюхин. Зеленая корова. 2005 год. Холст. Масло. Размеры: 150 Х 178.

Юрий Сергеевич Варюхин родился 28 марта 1954 году в Селе Старый Ишимбай на левом берегу реки Белой. Прекрасная окружающая природа и природная любознательность способствовали развитию у мальчика любви к прекрасному. А занятия в студии Ивана Михайловича Павлова закрепили любовь к изобразительному искусству. В художественной студии Юрий был поклонником русских художников, старался освоить традиции русской реалистической школы. Мир художника его поэтическое отношение к природе к жизни складывалось не сразу . Его ранние акварельные работы «Верба», «Весенняя река», «Половодье», «Золотая осень», «Мостик», «Автопортрет» наполнены впечатлениями детства, открытием бурлящего, трепетного окружающего мира. Первые зрелые его работы «Бабушкин хлеб», «Наш современник», «Знак», которые хранятся в Ишимбайской картинной галерее впитали все те юношеские чувства которые жили и бурлили в нём. Ван -Гог ,Сезанн, Матисс, Клод Моне способствовали формированию нового выразительного языка, а русский авангард в талантливых работах Малевича, Шагала, Филонова помогли ему освоить новый изобразительный язык, наполнив его более свободным языком пластики, формы, композиции. Его живописные произведения «Дорога в горы», «Флора», «Портрет Гаврильчикова», «Застолье», «Автопортрет», «Осенний пейзаж», «Сеятель», «Речные звёзды», «Гроза над черёмуховым цветом» это только часть работ, которые создают удивительный поэтический мир художника привлекающий нас к себе с необычайной силой. Одна из ранних его работ «Заготовка веток» поразила меня камерностью и пикантностью сюжета с особой остротой обнажив наши интимные стороны нашего бытия. На переднем плане картины выразительное лицо старика с хитроватым прищуром глаз посматривающего на нас и где-то в глубине композиции, в тесном очертании пространства леса виднеются стройные фигурки девушек, которые зовут, манят к себе желая продлить очарование жизни любви. Я уверен что настоящий художник, который следует канонам академической школы претендует на то чтобы создать живописное произведение, которое заинтересует не только зрителей ценителей искусства, но и музеи картинные галереи и частные лица.

Юрий Варюхин. Эскиз к картине. Бумага. Тушь.

Юрий Варюхин. Эскиз к картине. Бумага. Тушь.

В Голландии на рубеже пятнадцатых, шестнадцатых веков профессия живописца была делом прибыльным, и натюрморты голландских живописцев расходились огромными тиражами. Ведь всё было академично, технично, натуралистично, но оставаясь лишь жалкой копией реальной действительности. Варюхин не следует канонам академической школы поэтому он оставался независимым как в выборе сюжетов так и в создании конечного результата. Он оставался независимым и от давления рынка и от давления критиков поэтому в создании образа он опирался на свою интуицию и эстетическое чувство .Его работы всегда были неожиданно оригинальны и самобытны и не конкурировали с изобразительным искусством соцреализма. Привожу впечатление, которое произвела на меня встреча с его творчеством в статье «Загадочный берег» в городской газете Выбор за 1993год «Даже при беглом осмотре этих удивительных работ обнаруживаешь для себя самобытность и оригинальность мышления живописца, неповторимость его художественного стиля и языка. Предметы и пространство, изображённые художником, во многих его работах необычно ассиметричны и неправдоподобны и поэтому кажется, что они пришли из другого мира.

Юрий Варюхин. Песня курая. 2009 год. Холст. Масло. Размеры: 150 Х 178.

Юрий Варюхин. Песня курая. 2009 год. Холст. Масло. Размеры: 150 Х 178.

Искусство французских импрессионистов произвело на Юрия Варюхина эффект разорвавшейся бомбы и помогло ему выработать новый изобразительный язык как и создание собственного художественного языка для многих советских художников. Импрессионизм позволил расширить горизонт субъективного и лирического в его творчестве до преобладания субъективного в живописном пространстве, расширяя не только конвенциальность пространственных характеристик, но и объёма, цвета изобразительных приёмов - преобразуя объективный мир в эстетическое тем самым преобразуя его в духовное реализуя тем самым высшее предназначение в искусстве. Его живопись расслаиваясь в модальном выхватило только одну сторону ,таким образом разрушая целостную систему изобразительного языка превращая его в эмоциональный опыт личности. Произведения великих французов были далеко и реально воочию я их не видел, а искусство Юрия Варюхина было рядом ,которое завораживало своими необычными образами и непосредственностью, своими звучными яркими красками поэтичностью.

Картины художника Юрия Варюхина

Николай Тумаев

Искусствовед ассоциации художников Юга Башкортостана.

Продолжение следует.