Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Башкирский пейзажист Павел Салмасов

Художник Павел Салмасов

Художник Павел Салмасов. Все созданные им произведения можно условно разделить примерно на три равновновеликих цикла: полотна-наблюдения, полотна-размышления и полотна-мечтания. И хотя непроходимой границы между ними нет, различие ощущается и в отношении художника к показываемому и переживаемому, и в композиционном построении, и даже в колористической гамме.

Полотна-наблюдения — это полотна, наиболее точно воспроизводящие натуру. Натуру наблюдённую и отобранную, но почти не трансформированную художническим воображением и мало обобщённую. Как правило, это или пейзажи-жанры, или нечастые в его творчестве бытовые жанры, например, «Материнство». Это жизнерадостное, яркое полотно, в котором Павел Салмасов старался добиться выразительности созданием контрастной, звучной декоративности. В выборе этих тонов он опирается одновременно и на искусство Юона и Кустодиева и на традиции башкирского народного творчества: ткачества и вышивок.

Бесстрастность не свойственна ему, поэтому даже в картинах - наблюдениях он рассказывает не только о виденном, но и о своём эмоциональном восприятии его. Он искренне восхищён сценой, запечатлённой в «Зное», — сидящими вокруг самовара женщинами - хлобкоробами. Это восхищение чувствуется и в передаче плавности их силуэтов и движений, и в красоте использованных художником красок. Много простора, воздуха и всепроникающего света в «Зное», то чуть розового, то нежного голубовато-зелёного. Высокие снежные горы окружают отдыхающих, включают их в своё кольцо, приобщая к вечности. В этом — философия простого по сюжету, несложного по построению полотна, утверждение всеобщности земного бытия, его мудрого постоянства.

П. Салмасов. Материнство. 1967 год. Холст. Масло.

П. Салмасов. Материнство. 1967 год. Холст. Масло.

В полотнах-размышлениях Павла Салмасов как бы собирает воедино виденное и пережитое за много лет, плоды долгих наблюдений и не менее долгих раздумий. Человек для него — часть природы, и пейзаж не мыслится без человека или без следов его деятельности. «Новая ветка» называется одно из его полотен. Высоко в горах, по только что проложенной, ещё почти не испытанной дороге едут на дрезине люди, строители узкоколейки. Эпическая красота природы и творческий дух человека составляют в эмоциональной атмосфере картины единое целое.

Ещё показательнее в этом отношении большое полотно «Зауралье». Произведение, ставшее торжественным повествованием о просторах России и о её мирной жизни. Золотыми горами лежит хлеб, трудятся люди, а за ними широкой панорамой раскинулись далёкие луга с пасущимися стадами, поля, подготовленные к севу озимых, почти сливающиеся с горизонтом горные хребты. Золотистый тон — цвет зерна, цвет прогретого солнцем воздуха, — преобладающий в полотне, делает его радостным; в ритме трудовых движений, сплетающихся с ритмической перекличкой холмов зерна и холмов земли, возникает ощущение ясности и органической целостности рисунка композиции. Поэтому, несмотря на обилие вошедших в «Зауралье» сюжетов и действий, в картине нет ощущения перегруженности: завершённость логически организованных частей придаёт общую стройность композиции.

Широкий этот замысел вбирает в себя десятки ранних рисунков и этюдов, переосмысленные и развитые мотивы ранних произведений живописца. «Бывает, что по нескольку лет хожу-брожу за какой-нибудь темой, — рассказывает Салмасов, — не так-то легко отлить всё, что хочется сказать, в одно полотно». В результате натурный пейзаж превращается в синтетический: в нём уже не мимолётное художническое впечатление, но всесторонне продуманный образ страны, необходимый частью которого является и люди. Они — не стаффажи, не «красочные пятна» для цветового равновесия композиции. Красота природы в «Зауралье» сливается с красотой того, что сделано человеческими руками; труд приведён в гармонию с природой и самой жизнью.

Живопись Павла Салмасова

В декоративной красоте цветосочетаний, в музыкальной стройности возникают у Салмасова полотна, в которых действительность сплетается с мечтой, настоящее с будущим. Радостные сами по себе, они заряжены ожиданием ещё большей радости. В них он добивается особой артистической лёгкости и своеобразной метафоричности. Золотым цветком поднимается над голубизной моря гурзуфская скала («Берег моря»). Мелкие частые мазки создают иллюзию дробности цвета, характерную для ослепительных южных дней. Во всём — радость общения человека с великим, могучим миром природы, чувство безмятежной ясности его физической и душевной жизни.

Мечты Салмасова зиждутся на реальной сущности. И если картины его подчас производят впечатление необычности, то происходит это за счёт того, что он вдохновляется такими предметами и явлениями, которые оставляют равнодушными других художников, — геометрической размеренностью новостроек, стандартизованностью современных городских и деревенских строений. Ему импонирует ясность их форм, и он преображает видимое усилением цвета, его нарядностью, интенсивностью. Так красочная приподнятости сочетающаяся с эмоциональной зрелостью, с ощущением нравственной высоты творящейся на земле жизни, характеризует полотно «Утро. Новая деревня»: кажется, использованы все оттенки и нюансы розового от нежно-блёклого до малинового; в розовом цветении сады, поросшие полевыми травами склоны не высоких гор, розовые вспышки ритмично повторяются во всех частях композиции, связывая их, создавая колорит холста. Поэтизируя реальность, Павел Салмасов превращает повседневность в постоянное торжество: «Я буден не узник, я им не союзник, и жизнь моя - праздник!» — может воскликнуть он с Леонидом Мартыновым. И человек у него непременный участник этого праздника, главный участник: по его воле преобразуется мир, растут города, он сажает деревья и разбивает зелёные стадионы.

П. Салмасов. В Кандрах. 199-е. Холст. Масло.

П. Салмасов. В Кандрах. 199-е. Холст. Масло.

Разве не сказочно-праздничен его «Город», такой обычный и такой современный нам? Высокие белые башни домов (их высота и прямизна будто подчёркнута прямыми линиями бегущих по земле пешеходных дорожек), изрезанное следами реактивных самолётов голубое небо, небольшой квадрат стадиона. Люди! Идущие по делам, бегущие за мячом, отдыхающие скамейках, гуляющие с детьми. Светлым, жизнеутверждающим настроением живописца пронизана вся художественная ткань полотна, и это настроение невольно передаётся зрителю. Картина Салмасова становится не просто городским пейзажем, но попыткой выявления того значительного, что концентрируется в сегодняшнем духовном опыте людей.

Чувство превалирует в полотнах Домашникова, Бурзянцева. Сочетание чувства, мечты и разума организует полотна Салмасова...

Устали читать о творчестве художника и башкирских пейзажах, тогда предлагаем вам отдохнуть и развлечься на сайте казино «Вулкан» http://slot-casino-vulkan.com/ruletka/, где вас ждет классическая онлайн рулетка и великолепный джекпот. Там же вы найдете огромное количество игровых автоматов и даже карточные игры. Отдыхайте, расслабляйтесь и выигрывайте.