Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

Искусство Башкортостана. XXI век. В контексте мировой культуры. Часть третья.

Кадыров Р. Р. Стирка в саду. 2002 год. Холст. Масло.

Как  уже  было  сказано  ранее,  в  Башкортостане  в  середине  девяностых  годов образовалась группа «Артыш», объединившая в своих рядах  художников, в творчестве которых национальная проблематика приобретает духовно-мировоззренческий характер. Основанное на народных традициях, на постижении  истории,  культуры,  религии,  древнего искусства своего народа,  изобразительное творчество «артышевцев» воспроизводит образы, исполненные   народного, национального духа. Можно сказать, что тематика  их  произведений  ориентирована  на идеализацию древнебашкирской культуры. Творчество художников этого объединения  основано  на  тесном  общении  с  художниками  старшего поколения,  таким  образом,  сохраняется  преемственность,  которая  идет  от  А.  Лутфуллина, Б.  Домашникова и др. Важной качественной характеристикой  произведений   художников  объединения  «Артыш»  является  глубина понимания национальной концепции, отождествляемой ими с народной. 

У. МухаметшинР. Хабиров -  художники  среднего  поколения, хранящие  в  работе  строгие  принципы  классической  художественной  школы.  Образы,  созданные  ими,  очень  емкие,  передающие  цельность,  полноту  жизненных переживаний. Картины Р. Загидуллина, Х.   Фазылова -  незатейливые  рассказы  о  башкирской  деревне,  о  красоте и гордости ее жителей, о заново открываемых духовных ценностях башкирского народа. В творчестве А. МазитоваД. Сулейманова, Р. Кадырова реализуется   трактовка национальной темы через постижение древних эпических сказаний. Художники философски подходят к задаче реализации творческого потенциала, направляя его на служение высоким идеалам мудрости,  добра  и  красоты. В этом нужно видеть их значение в развитии башкирского искусства на современном этапе.

Гребнев А. С. Осенний натюрморт. 2002 год. Холст. Масло.

Гребнев А. С. Осенний натюрморт. 2002 год. Холст. Масло.

Кроме способов воплощения национальных устремлений, башкирские  художники  занимаются  постижением внутреннего состояния  мира, природы  и  человека  на  новой  мировоззренческой  основе.  Творчество  С.  ИгнатенкоС.  КрасноваБ. Самосюка, М. Спиридонова, С. Лебедянцева, А. Гребнева и  других основано на знании и серьезной переработке наследия мировой художественной культуры. В их работах выявляются глубинные связи общечеловеческого опыта  и  памяти  с  личным  мышлением.  Извечный  спор  добра и зла, порока  с добродетелью;  социальная  экология; трагедия  одинокого  человека, отвергнутого толпой, и  многое  другое,  мимо  чего  не  может  пройти  серьезный  художник,  стало темами  их картин. При  всей  разнохарактерности  художественного языка, творчеству этих художников присущи широкие обобщения, философское содержание, метафоричность языка и глубокая психологическая  наполненность образов.

С  именем С. Игнатенко связана в Башкирии линия усиливающегося внимания к метафорической образности, стирающей грань между реальностью и миром видений.  С. Игнатенко свойственно достаточно скептическое отношение к господству всепознающего разума, однако акцент в его работах чаще смещен на сферу этического. Образно-пластическая структура его произведений представлена в обобщенно-символической форме. Язык Игнатенко - язык метафор, философской притчи, заимствованной из библейских и более древних источников.

Мазитов А. М. Гнездо. 2009 год. Холст. Масло.

Мазитов А. М. Гнездо. 2009 год. Холст. Масло.

Наиболее  отчетливо  и  последовательно натурфилософские  искания выражены в творчестве М. Спиридонова, художника несколько трагического мировидения. При первом приближении его работы подавляют ощущением зыбкости окружающего мира, заброшенности, некоммуникабельности человека в этой жизни. Спиридонов редко наполняет свои картины людьми; чаще он изображает одного человека, неподвижного, замкнутого, отгороженного от реальной действительности какой-то невидимой перегородкой. Сквозь изображенные на полотнах жизненные реалии, схваченные в их мимолетном протекании, постоянно протекает «блеск инобытия». В любом изображаемом объекте Спиридонов выискивает новый смысл, отсюда как бы струящийся из глубин пространства-времени свет истинной реальности. 

Подытоживая  сказанное, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что на данном  этапе  башкирская живопись  имеет характер, связанный с поисками в различных направлениях. Здесь  важно отметить, что художники продолжают этическую линию в изобразительном творчестве, также через примитивные образы  показывают  простую  мудрость  извечной  связи  человека  с  землей – кормилицей. Через реалистическую линию в работах башкирских мастеров старшего поколения пародолжают традиции советского искусства, либо  через  интеллектуальные загадки интерпретируют лабиринтную конструкцию человеческой  цивилизации.

Спиридонов М. Г. В предрассветный час. 2006 год. Холст. Масло.

Спиридонов М. Г. В предрассветный час. 2006 год. Холст. Масло.

Таким образом, художественное пространство современных художников можно охарактеризовать как освободившееся от «законодательного» порядка. Художники  стали  строить  свои  произведения на несколько иных принципах, в основе которых лежит «интерпретирующее» начало. В творчестве художников заметно стремление к поиску новых идеалов, а именно: обращение к национальным истокам, пластам народного творчества, заметно стремление воссоздать национальный менталитет. Кроме того, художников интересует место искусства своего народа в общекультурном контексте, перед лицом мировой культуры.

Читайте начало статьи: Искусство Башкортостана. XXI век. В контексте мировой культуры. Часть первая.

                                    Искусство Башкортостана. XXI век. В контексте мировой культуры. Часть вторая.   

Лилия Ахметова

директор Стерлитамакской картинной галереи-

филиала ГБУКиИ РБ БГХМ им. М. В. Нестерова

искусствовед