Живопись. Фотография. Дизайн.

Register Login

История и современность войлока

Мастера войлока.

Осенью 2003 года в отдаленном уголке Башкортостана Абзелиловском районе в деревне Бурангул прошел первый семинар для желающих освоить хитрости войлочного искусства. Он был организован Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом Башкирского Государственного Педагогического Университета. Семинар обещал участникам что-то новое, доселе неизведанное, тем и привлек преподавателей детских художественных школ. Еще в Стерлитамаке мы торопились хоть что-то вычитать, узнать об этом древнем как степь, как сама история кочевых народов Земли - искусстве войлока. Мягкость, небольшой ворс, плотность и одновременно пластичность, особая фактура войлока - физические качества этого материала - являются одновременно его эстетическими свойствами.

В век высоких технологий, и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края. К сожалению, время беспощадно к произведениям искусства и многие художественно- орнаментальные традиции войлока или частично утеряны или упрощены. Поэтому семинар ставил своей задачей возродить искусство изготовления войлочного полотна - применяя новые технологии, проводя научные экспериментальные исследования по изучению свойств войлока.

Просмотров: 2657

Символизм: история и эстетика

Алексей Гребнев. Ожидание.

Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конце XIX и XX веках. Символизм очень быстро приобрел большую популярность.

Он занимает важное место в религии, и поэтому элементы можно увидеть в искусстве древних времен. Символы христианства присутствуют в готической живописи на фресках. В призрачных и мистических картинах художников эпохи романтизма и барокко можно заметить элементы символизма.

Символизм, как вид искусства, появился в конце XIX века в противовес импрессионизму и реализму. Люди данного направления выражали негативное отношение к буржуазии, тоску за духовной свободой, предчувствие социально-исторических перемен в мире.

Просмотров: 1717

Изразцы. История и современность.

Гульченко Моисей. 11. Хумай. 2003 год. Шамот. Глазури. Фарфор. Соли. Рельефная паста. 92 Х 113.

В XVIII веке много изразцов и облицовочных плиток вывозилось из Голландии в Россию. В Ленинграде сохранилась отделка одного из помещений дворца Меншикова, где стены и даже своды сплошь облицованы голландскими расписными плитками. Каждая плитка представляет собой декоративный пейзаж, выполненный росписью синим кобальтом по белой эмали. Несмотря на то, что рисунки различны, вся облицовка воспринимается цельно, благодаря четкому ритму мелких плиток и общности цвета. Облицовка расписными плитками стала характерным элементом интерьеров в архитектуре XVIII века.

Желая наладить в России производство изразцов по типу голландских, Петр I специальным указом повелел двум пленным шведам: «ныне зделать немедленно швецким манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синей краской».

Просмотров: 1572

Лучизм. Предвестие кинетического искусства.

М. Ф. Ларионов. Трамвай. Городская улица. 1911.

Лучистые картины Михаила Ларионова обычно рассматривают в контексте европейско­го футуризма. Основой футуризма было стремление воспроизвести динамику окру­жающей жизни, движение то текущее, то мелькающее и определявшее для худож­ников темп и стиль современности. Я же собираюсь отметить связь ларионовских лучистых картин с европейским кинети­ческим искусством, направлением, по сво­ему продолжившим футуризм, достигшим своей кульминации к середине XX века, но зарождавшимся задолго до этого.

Особенность кинетического искус­ства - в движении не изображаемой жиз­ни, а самого произведения искусства или его частей. Я помню, когда в 1960-е годы я оказался в Музее современного искусства в Вене, то в залах, отведённых кинети­ке, все шевелилось, дышало, вращались механизмы с какими-то проволочными щетками: казалось, ты находишься в цеху работающего завода.

Просмотров: 2976

Традиции русского реалистического искусства в башкирской живописи XX века

Храмов А. В. Уральская зима.

Школа реалистического искусства пришла в Россию из Евро­пы. Это касается и трехмерной станковой живописи, графики, декоративного искусства, и скульптуры для фешенебельных буржуазных салонов. Это искусство, развиваясь в России, как зерно, не только упало, но и глубоко вошло в российскую почву, проросло Россией - ее православием, историей, душой!

До Октябрьской революции 1917 года в Уфе не было ни художественного музея, ни художественных учебных заведений. Молодежь уезжала учиться в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Пензу. Художниками-профессионалами были лишь иконописцы. А богатые уфимцы обычно заказывали студентам-художникам копии с популярных картин.

Просмотров: 2143